???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.1.3. Контрактинг - важная предпосылка конструктивности взаимодействия Печать
Психологический справочник руководителя
   Причины конфликтных ситуаций между собственником бизнеса и наемным управленцем помимо личностных «нестыковок» чаще всего кроются в нечетком разделении зон полномочий и ответственности, которые они должны определить на начальном этапе их сотрудничества. Бизнесмену и нанимаемому управленцу на этапе согласования позиций необходимо провести четкие границы между зонами своих полномочий, определить порядок взаимодействия и принятия решений относительно стратегического развития и политики предприятия, оперативного управления им, реагирования на внутриорганизационные динамические феномены и изменения во внешней среде.
   Для этого им необходимо обратиться к понятию «контрактинг», которое включает в себя два составных компонента:
   • Какая из сторон что делает в процессе совместной работы?
   • Какая из сторон за что и чем отвечает?
   Контрактинг не является юридическим документом в отличие от трудового контракта, где прописываются формальные моменты в отношениях сторон, определяемые Трудовым законодательством. В нашем понимании понятие «контрактинг» синонимично «джентльменскому соглашению», в котором стороны дают друг другу слово относительно условий будущей совместной деятельности и порядка взаимодействия при решении всех вопросов, относящихся к бизнесу, управление которым собственник передает в руки профессионального руководителя. При этом психологическая сила (вес) контрактинга значительно превосходит юридическую силу трудового контракта: ведь что может быть дороже и весомее слова делового человека?
   Желательно, чтобы контрактирование отношений работодателя (собственника) и наемного управленца (генерального директора) предприятия было документально закреплено, что позволит сторонам в случае возникновения спорных, неоднозначных, проблемных ситуаций обратиться к «первоисточнику». Люди склонны «забывать» невыгодные им положения, а что «написано пером, то не вырубишь топором».
   Составными компонентами, включенными в контрактинг и оговоренными в нем, могут быть:
   • властные полномочия генерального директора - право принимать управленческие решения и распоряжаться организационными ресурсами;
   • порядок текущего и экстренного взаимодействия генерального директора и собственника;
   • формы отчетности генерального директора, порядок и периодичность ее представления собственнику;
   • порядок взаимодействия собственника с персоналом (управленцами и сотрудниками) предприятия;
   • границы и табу, выход за которые нежелателен для обеих сторон;
   • порядок обсуждения возникающих сложных (неоднозначных, конфликтных) ситуаций.
   Детально прописанный контрактинг никоим образом не является элементом недоверия, не отменяет и не дублирует положения, изложенные в трудовом контракте, а служит гарантией цивилизованных отношений между собственником и наемным топ - менеджером в процессе их совместной работы по развитию бизнеса и повышению его эффективности. Он является гарантией не только уважительного отношения и корректного партнерского обращения сторон друг к другу, но и невмешательства одного из них в сферы заранее очерченной компетенции другого.
   К сожалению, к настоящему моменту в отечественной бизнес - практике еще не сложилась культура контрактирования отношений собственника бизнеса и наемного управленца. Такое положение приводит к возникновению различного рода психологических коллизий - от взаимных упреков, подозрительности и недоверия до оскорбления, ссор и острых конфликтов. Огромное количество времени и энергии двух ключевых людей бизнеса тратится впустую вместо того, чтобы быть направленными на повышение устойчивости и эффективности предприятия.
   Причин, по которым стороны до начала работы детально не согласовываются свои содержательно - деятельностные, личностно – отношенческие и властно - полномочные вопросы, много. К наиболее часто встречающимся можно отнести:
   - «Не все вопросы можно прописать, предвидеть, предусмотреть, предугадать» (Да, не все, бизнес преподносит много неожиданностей. Спонтанность и быстрое реагирование на возникающие ситуации являются важными личностными характеристиками людей бизнеса. Но те вопросы, возникновение которых возможно предвидеть до начала сотрудничества, необходимо закрепить на бумаге);
   - «Мы - деловые люди. Неужели мы будем тратить время на всякие "мелочи?"» (Как гласит немецкая поговорка, в мелочах спрятан чёрт. То, что кажется мелочью на начальном этапе, может стать камнем преткновения или яблоком раздора в процессе дальнейшей работы. Лучше вначале потратить лишний час, день, если потребуется - несколько дней для согласования возможных острых вопросов, чем впоследствии отвлекать драгоценное время на взаимные обиды и разногласия);
   - «Обо всем можно договориться в процессе работы, любой вопрос решить. Нам язык для этого и дан» (Как показывают многие печальные истории взаимодействия собственников и наемных руководителей, язык также дан для упреков, оскорблений, угроз и других подобных психолингвистических «перлов». Чтобы их избежать, необходимо обо всем, о чем можно договориться, договориться заранее).
   Контрактинг представляет собой своеобразное документирование разделения территории между собственником и наемным директором - как территории материально-вещной (осязаемой), так и психологической. Собственник делится своей территорией с новым директором, а тот, в свою очередь, принимает правила игры на этой территории. Это - первый, важный шаг на пути к совместной эффективной работе. Вторым шагом будет исполнение котрактинга сторонами, четкое следование собственника и наемного управленца его положениям. От того, насколько этот шаг будет успешен, зависит результативность работы предприятия.

   Теги: Управленческие решения, этапы рационального решения проблем


 
Интересные новости
загрузка...