Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
1.3. Ключевые факторы успешности малого бизнеса Печать
Психологический справочник руководителя
   Практика отечественного бизнеса показывает, что лишь 10 - 15% из всех предпринимательских начинаний приводят к успеху. Десятилетний рубеж преодолевает примерно одна организация из двадцати, одновременно вышедших на российский рынок. Некоторые из предприятий динамично растут и из «малышей» переходят в «середняки», становясь довольно крепкими и уверенными игроками рынка. Другие же прочно занимают свою нишу в сегменте малого бизнеса и надежно удерживают ее на протяжении многих лет.
   Кто-то из бизнесменов длительное время сохраняет «семейную» модель управления предприятием, считая, что отношенческая составляющая играет значительную роль в успехе его бизнеса. Кто-то переходит на иерархическую организационную структуру, четко выстраивая бизнес-процессы и применяя современные технологии управления персоналом.
   За сухими цифрами статистики стоит ежедневный труд основателей бизнеса, преодоление ими различного рода сложностей и перипетий и внутриорганизационного плана, и всевозможных бюрократических барьеров, принятие важных управленческих и бизнес - решений в условиях неопределенности и непрогнозируемой изменчивости внешней среды, постоянная готовность идти на риск.
   Конечно, неплохо, если на первых порах имеется возможность задействовать ресурсы, недоступные другим игрокам рынка. Это создает предпринимателю и его предприятию дополнительное серьезное преимущество и позволяет на начальном этапе сделать значительный рывок вперед, оторвавшись от конкурентов.
   Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество литературы зарубежных и отечественных авторов по бизнес - тематике, активно проводятся бесчисленные семинары и тренинги, освещающие различные области предпринимательской деятельности, готовых рецептов «как сделать процветающий бизнес в России» нет и по определению быть не может. Деловой путь каждого предпринимателя к успеху уникален и неповторим. По моему мнению, для получения серьезных результатов в предпринимательской деятельности существует три ключевых фактора, центрированных на самом бизнесмене, а также ряд предпосылок, носящих в основном средовой характер.

1.3.1. Первый ключевой фактор – целеполагание

   Для человека, ступающего на путь самостоятельной предпринимательской работы, первый фактор связан с грамотным выбором цели, то есть с ответом на вопрос: «Зачем я собираюсь заниматься бизнесом и почему именно этим бизнесом?» В российской предпринимательской среде, в частности, и в широком социальном контексте, вообще, область целеполагания является проблемной и, мягко говоря, нашими людьми не особо любимой. Оставив в стороне высокие материи, связанные с поиском смысла и цели в жизни, остановимся на особенностях определения предпринимательских целей.
   Как сказал две тысячи лет назад римский философ Луций Анней Сенека, для корабля, не знающего, к какой пристани он плывет, ни один ветер не бывает попутным. Эта метафора на сто процентов применима к человеку бизнеса и его деловому начинанию.
   Пример. Моя знакомая, руководитель среднего звена в крупной производственной компании, недавно поведала примечательную историю. Этот российский производитель в течение длительного времени успешно работает со своими франчайзинговыми партнерами - предприятиями малого бизнеса. Данная идея, рожденная и внедренная несколько лет назад, показала свою рыночную обоснованность и эффективность. Предприятие стабильно, даже в условиях экономического кризиса, развивает свою франчайзинговую сеть к удовлетворению всех участников, включенных в данный процесс.
   В начале этого года к моей знакомой, отвечающей в компании за данное направление работы, по рекомендации одного из франчайзинговых партнеров обратилась дама с предложением открыть магазин на условиях франшизы. Казалось бы, желание можно только приветствовать, тем более что супруг этой особы давно и успешно занимается бизнесом и готов поддержать свою вторую половину финансовыми ресурсами, то есть выступить спонсором этого проекта. Правда, сама она давно нигде не работала и к бизнесу как таковому непосредственного отношения не имеет. На прямой и логичный вопрос начальника отдела развития франчайзинговой сети: «Зачем вам это надо?» она лаконично ответила: «Ну, как это, зачем? Дома сидеть скучно...»
   Далее ситуация разворачивалась довольно анекдотично. Пройдя ликбез по теме «Открытие франчайзингового магазина: особенности и секреты», будущая бизнесвуман начала задавать уточняющие вопросы. Первый вопрос показался моей знакомой вполне логичным, хотя несколько насторожил ее: «А вы мне подберете товар для продажи в моем магазине?» По мере поступления новых вопросов моей знакомой становилось все более грустно: «А вы найдете мне место для моего магазина?», «А вы подберете мне продавцов…».
   Как показывает мой многолетний опыт работы с собственниками бизнеса в индивидуальном и тренинговом форматах, многие из них склонны подменять грамотную цель намерением, благим пожеланием, красивой мечтой, эффектной декларацией. К сожалению, многим из них трудно принять тот факт, что в бизнесе цель должна рассматриваться как образ желаемого результата, который должен быть достигнут в процессе действия предпринимателя и его сотрудников, и являться первичной по отношению к нему (то есть к этому процессу). Такой образ представляет собой мотивированное и описанное, то есть выраженное в словах, предвосхищение будущего результата. Цель выполняет важные функции в деятельности предпринимателя - организующую, мотивирующую, коррекционную и другие, является ее системообразующим элементом. Если человеком бизнеса цель поставлена правильно, она является для него не только источником большого количества ресурсов, вдохновения, движения, энергии, активности, способности справляться с различными трудностями и преодолевать препятствия, но выступает своего рода системой координат, дающей понимание того, как грамотно организовать действия по ее достижению.
    «Улучшить», «повысить», «расширить», «углубить», «обратить внимание на...» - кому из нас не знакомы эти и подобные им, попахивающие формализмом, формулировки, характерные для советского прошлого, но, к сожалению, перешедшие и в рыночную действительность? В идеале деятельность предпринимателя должна носить проактивный характер. Это означает, что, двигаясь к поставленной цели, он должен просчитать различные варианты, предвидеть все возможные изменения на этом пути.
   Такой подход к достижению поставленной цели является одним из показателей его профессионализма как человека бизнеса.
   К сожалению, надежда на русский «авось» по-прежнему сильна не только у обывателя, она прочно засела во многих предпринимательских головах. Вместо прагматичного делового расчета в малом бизнесе нередко реализуется подход «Ввяжемся в бой, а там видно будет».

   Теги: Малый бизнес, целеполагание, франчайзинговая сеть, достижение поставленной цели


 
Интересные новости
загрузка...