???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.4.3. Механизмы развития руководителем личностного масштаба Печать
Психологический справочник руководителя
   Отмечу некоторые, на мой взгляд, наиболее эффективные и доступные.
   Первый по приоритетности - механизм идентификации, реализующийся руководителем посредством считывания поведенческих паттернов (шаблонов, рисунков), «заражения», подражания некоему образцу, «эталону». В качестве такового может выступать конкретный менеджер организации, занимающий более высокую управленческую должность (в идеале - непосредственный начальник), либо успешный менеджер прошлого или его современник. При этом происходит не только «сканирование» поведенческого рисунка человека, взятого в качестве модели для отстраивания собственного управленческого стиля и развития личностного масштаба, но и усваивание его внутренних черт - вкусов, отношений, способов поведения и чувствования.
   Практически все успешные руководители, с которыми я работаю в тренинговом и консультативном формате, отмечают важную роль, которую сыграли в их профессиональном, управленческом и личностном развитии старшие товарищи. Они выступали живым образцом для подражания в отношении требовательности к себе и к подчиненным, принятия сложных управленческих решений в условиях неопределенности и временного цейтнота, преодоления многочисленных препятствий, постоянного развития и движения к новым целям.
   На динамичность и качество развития масштаба личности руководителя существенное влияние оказывает масштаб личности консультанта или коуча; который с ним работает. Чем выше находится руководитель на управленческой лестнице, чем выше планка его карьерных притязаний, масштабнее и сложнее решаемые им задачи, тем более скрупулезным и продуманным должен быть выбор коуча. Неслучайно в качестве наставника своему сыну Александру македонский царь Филипп выбрал Аристотеля, который из всех афинских «учителей мудрости» обладал наибольшей широтой интересов - и не просто интересов, а глубоких познаний. Филипп решил, что его сыну нужен наставник более высокого уровня, чем его придворные риторы, грамматики, поэты и гимнасты. Он хотел найти для Александра такого человека, который не только дал бы ему хорошее образование, но научил решать проблемы, с которыми может столкнуться будущий царь. Он хотел, чтобы Александр не просто усвоил готовые ответы на актуальные житейские и управленческие вопросы, а умел творчески подойти к любой новой, неизвестной ситуации.
   Македонский царь не ошибся в своем выборе. За те три года, что Александр учился у Аристотеля, в школе, им возглавляемой, фактически сложилось сообщество руководителей-аристократов, и в интеллектуальном, и в физическом отношении очень хорошо подготовленных. Самое важное - под руководством Аристотеля Александр стал воспринимать мир широко и целостно; это умение он не смог бы приобрести ни в какой другой школе того времени.
   Еще одним механизмом развития масштаба личности руководителя является принятие и освоение им социальных ролей. Этот механизм описывается в психологии с помощью двух понятий:
   - социальная позиция - функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям, которое характеризуется определенной совокупностью прав и обязанностей (например, руководитель базового уровня, среднего звена, топ-менеджер);
   - социальная роль - заняв данную социальную позицию (ступень на организационно-управленческой лестнице), руководитель должен выполнять социальную роль, то есть осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение - вышестоящие руководители, подчиненные, деловые партнеры.
   Так как освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и развитию масштаба личности руководителя, ему необходимо чрезвычайно ответственно подойти к этому процессу. Площадкой для такой работы может выступать тренинговая группа, где в относительно безопасных условиях руководитель отрабатывает различные ситуации, характерные для своей будущей управленческой позиции, опробует разнообразные поведенческие модели, примеряет возможные ролевые маски, экспериментирует, сомневается, играет. Помимо несомненного практического результата - вхождения социальной роли в личность, грамотно организованный тренером процесс работы в группе дает руководителю колоссальный эмоциональный заряд: «Как здорово!», а также несет в себе важный мотивирующий компонент: «Я могу!»
   Целенаправленная, скрупулезная, грамотно организованная и последовательно реализуемая работа руководителя по своему личностно-профессиональному развитию приведет к позитивному изменению масштаба его личности, что позволит ему перейти на качественно новый организационно-управленческий уровень и успешно решать новые масштабные задачи.

   Теги: Механизмы развития личности руководителя, выбор коуча, наставника и учителя


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту