???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.6. Лояльность руководителя Печать
Психологический справочник руководителя
   За последние два десятилетия в России сформировался класс профессиональных управленцев. Это люди, основным содержанием деятельности которых, выражаясь метафорически, является «ничегонеделание» своими руками, а постоянное побуждение других сотрудников организации к эффективной работе и получению максимального результата. При этом чем на более высокой ступени управленческой иерархии находится руководитель, тем, по законам управленческого жанра, «большим бездельником» он должен быть. И если в девяностые годы прошлого века первыми отечественными собственниками бизнеса были востребованы иностранные руководители, как имеющие хороший опыт управленческой работы, то в настоящее время уже многих отечественных менеджеров приглашают на серьезные позиции в солидные зарубежные компании.
   Руководитель - это профессия, такая же, как и сотни других, описание которых можно найти в любом справочнике кадровика. Профессия древняя. Ответственная. Очень интересная. Непростая. В этой профессии, наверное, более чем в любой другой сфере человеческой деятельности карьерная составляющая является наиболее значимой для ее носителя. Приходя в эту профессию, амбициозный менеджер стремится покорить такие организационные вершины, на которые в свое время взошли, прочно на них закрепились и затем вошли в историю Ли Якокка, Джек Уэлч и другие известные ТОПы. Амбициозность и стремление к должностному росту являются важными (но не единственными) предпосылками успешности управленческой деятельности. Поэтому в послужном списке многих современных руководителей можно обнаружить интересные истории их движения по карьерной лестнице, причем в различных компаниях, у разных работодателей, порой в совершенно непохожих сферах бизнеса.
   Делая выбор в пользу того или иного кандидата на менеджерскую позицию, адекватный собственник бизнеса (один человек или группа акционеров), рассчитывает прежде всего на его функциональную эффективность, то есть на то, что под его руководством он получит желаемый результат. Мой опыт взаимодействия с российскими предпринимателями - собственниками предприятий показывает, что помимо этого они ожидают от наемного руководителя, что он будет лояльным. Причем под этим термином ими понимаются самые разные экономические и психологические реалии.

1.6.1. Как понимать лояльность?

   Кто-то считает, что лояльность - это когда наемник «не крысит», то есть не использует хозяйскую площадку в своих корыстных интересах, не ведет свой маленький бизнес в рамках большого бизнеса нанявшего его собственника. Для другого это слово означает своего рода преданность, выражающуюся в пожизненном найме (как в Японии), готовность работать на собственника чуть ли не до пенсии - особенно если менеджер показал себя как функционально эффективный руководитель. Третий лояльность управленца связывает с тем, что тот «четко делает то, что я ему говорю». Проявление руководителем самостоятельности и инициативы в работе рассматривается нанимающей стороной как большой недостаток и вызывает подозрительность.
   Лояльность - категория прежде всего психологическая, нежели экономическая. Существуют различные подходы к ее рассмотрению. По моему мнению, лояльность должна рассматриваться как определенное эмоциональное отношение человека (субъекта) к чему-либо или к кому-либо (объекту), проявляющееся в его поведении и деятельности. Другими словами, в основе этой категории лежит отношенческая составляющая, которая ведет за собой дальнейшие действия субъекта, связанные с объектом лояльности. Говорят о лояльности сотрудника, потребителя, клиента и т.д.
   Что же является объектом лояльности руководителя? Многие собственники бизнеса делают серьезную ошибку, полагая, что наемный менеджер должен быть лоялен именно / прежде всего / исключительно / только (нужное подчеркнуть) ему, хозяину предприятия. Амбициозный, уверенный, знающий себе цену наемный руководитель проявляет лояльность двум вещам: во-первых, делу, которым он занимается, и, во-вторых, предприятию, на котором он в настоящий момент работает, которое возглавляет. И все! Представления о персональной лояльности менеджера человеку, нанимающему его на управленческую позицию, являются не более чем иллюзией.    Когда кто-то из собственников бизнеса говорит мне о том, что после собеседования с кандидатом у него сложилось ощущение того, что «я наконец-то нашел того, кто мне нужен - этот менеджер будет лично предан, он жесткой рукой наведет порядок в организации, добьется высоких показателей и при этом у него небольшие финансовые запросы», я вспоминаю известную рекламу стирального порошка «два в одном» и слова Герцена, который отметил, что в русской жизни страшнее всего бескорыстные люди.
   По-человечески можно понять желание собственника видеть в наемном руководителе лично преданного ему человека - это в определенной мере снижает его хозяйскую тревогу и создает иллюзию безопасности бизнеса. Но он не понимает, либо, понимая, упускает из внимания тот факт, что лояльность имеет сложный механизм. В ее основе лежит зависимость, которая выступает ловушкой как для субъекта, так и для объекта. Попавший в ловушку субъект старается преодолеть это некомфортное состояние, совершая определенные действия. И они не всегда носят конструктивный характер. При этом во внешнем плане - «все хорошо, прекрасная маркиза», собственнику предъявляется красивая картинка, которая до определенного момента создает у него ощущение стабильности и надежности.
   Адекватный собственник должен понимать, что чем большим профессионалом является менеджер, тем в меньшей степени нанимающая сторона должна рассчитывать на его персональную лояльность.

   Теги: Руководитель это профессия, лояльность управленца, адекватный собственник


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту