???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.7.2. Руководящая триада: Личность - Управленец – Профессионал Печать
Психологический справочник руководителя
   Авторитет руководителя всегда проявляется в системе его взаимодействий с подчиненными. Такие отношения в диаде «сотрудники - руководитель» можно охарактеризовать различными глаголами: «уважают», «боятся», «любят», «ненавидят», «проявляют безразличие»... Применительно к феномену авторитета наиболее близким будет проявление уважительного отношения со стороны подчиненных.
    Руководителя сотрудники всегда рассматривают через призму трех составляющих:
   - Руководитель как Личность.
   Как показывает опыт работы успешных управленцев, в этом случае предполагается наличие у человека определенных качеств. К ним обычно относят: требовательность руководителя к себе и к подчиненным, целеустремленность и активность, сочетание реалистичности и оптимистичности, коммуникабельность, интеллектуальная и поведенческая гибкость, чувство юмора, стрессоустойчивость. Это характеристики - общие для всех руководителей. В зависимости от сферы бизнеса и особенностей организационно - управленческой ситуации от руководителя может потребоваться проявление и иных качеств, необходимых для успешного решения актуальных задач.
   - Руководитель как Управленец.
   К этой составляющей относятся управленческие навыки руководителя. Четкость и оперативность в принятии решений, расстановка и выбор приоритетов в работе, грамотная постановка задач сотрудникам и делегирование им полномочий, навыки организации и мотивации подчиненных, и др. Необходимо отметить особую роль проактивности: грамотный управленец не ждет возникновения нежелательной ситуации, с которой ему впоследствии предстоит разбираться - напротив, он, просчитывая возможное развитие событий, направляет свои усилия и усилия своих сотрудников на минимизацию ее определенных негативных последствий и максимальное использование благоприятных возможностей.
   - Руководитель как Профессионал в той сфере бизнеса, которым занимается организация, а также в предметной области конкретного сотрудника.
   Если руководитель организации сделал свою карьеру в сфере сбыта, ему легче, привычнее и удобнее взаимодействовать со специалистами по продажам (производственнику - с рабочими на производстве, финансисту - со специалистами в области финансов и бухгалтерского учета). Они, будучи «своими», не только разговаривают на одном языке и хорошо понимают, о чем идет речь, но также прекрасно чувствуют друг друга.
   Но в такой ситуации есть и «оборотная сторона медали» в виде контроля руководителем «любимых» участков работы. Зачастую контролируемые участки слишком сужаются, и сотрудники быстро уясняют, какие вопросы у данного руководителя подлежат контролю, а какие – находятся на периферии его профессиональной компетентности, и, соответственно, менеджерских интересов. В результате появляются внутренние организационные перекосы, что снижает эффективность управления всей организацией.
   Для развития руководителя как профессионала он должен быть нацелен на постоянное обучение и работу над собой. Такой менеджер принимает современную образовательную парадигму: «Образование руководителя должно носить непрерывный характер и продолжаться всю жизнь» и неуклонно следует ей, совершенствуясь как в управленческой, так и в конкретных предметных областях. Ежедневная рутина отнимает большое количество временных ресурсов, но успешные руководители находят возможность для повышения своего образовательного уровня. Они в курсе последних концепций в области управления персоналом, организации производства и сбыта, финансов и других профессионально значимых вопросов.
   В идеале все эти три составляющие должны быть представлены у руководителя в равной степени, то есть «треугольник должен быть равносторонним». Но, как известно, в природе и в обществе идеальные варианты, к сожалению, крайне редки. Они являются, скорее, исключением, нежели правилом. Поэтому руководитель в своем взаимодействии с подчиненными для эффективного решения стоящих задач может опираться на ту (или те) из них, которые развиты и выражены у него в наибольшей степени.
   В качестве примера можно привести Леонида Меламеда при вхождении его в должность первого лица организации. В апреле 2006 года он был назначен президентом компании «Мобильные ТелеСистемы», крупнейшего оператора сотовой связи в Восточной Европе. Новый топ-менеджер сильно удивил «первый круг» своих подчиненных, сказав на первом же совещании: «Зовите меня Леней». В чопорной организации фамильярность не приветствовалась. Но доктор медицинских наук, сильная и интересная личность, успешный грамотный управленец, до этого в течение трех лет эффективно возглавлявший Компанию «РОСНО» - одного из лидеров страхового рынка, мог позволить себе подобную открытую позицию. Примечательно, что до назначения на эту управленческую позицию господин Меламед не работал в области сотовой связи и имел о ней самые общие представления. Однако это не помешало топ - менеджеру эффективно управлять вверенным ему объектом - лидером на своем рынке, опираясь на первых порах на собственные личностные и управленческие конструкты.

   Теги: Руководящая триада, руководитель как личность, управленец и профессионал, менеджер


 
Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту