???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.7.3. Работа по повышению авторитета: что делать? Печать
Психологический справочник руководителя
   Приведу некоторые правила, следование которым поможет руководителю в формировании и поддержании авторитета среди своих сотрудников.
   Если руководитель назначен в уже сформированное подразделение, где сотрудники вместе «пуд соли съели», со своей историей и сложившейся системой неформальных связей, первое время ему желательно действовать по принципу «держи глаза и уши открытыми, а рот закрытым». Вхождение в должность - это не только детальное вникание в содержательные аспекты деятельности подразделения, но и диагностика процессов, протекающих в неформальном пласте. Там, где находится больше двух человек, люди играют в различные игры. Понимание особенностей этих игр дает руководителю ключи доступа к более эффективному взаимодействию с сотрудниками и, следовательно, к формированию своего авторитета. Ошибкой руководителя является обещание с порога «навести здесь порядок», «махание шашкой», жесткие высказывания в адрес своего предшественника и сотрудников, навешивание на них ярлыков.
   В каких вопросах руководителю необходимо прежде всего спокойно разобраться? Это:
   - какие неформальные позиции занимает каждый сотрудник: кто здесь является лидером и на каких механизмах держится его (или их) лидерская позиция, кто - «серым кардиналом», «козлом отпущения»?
   - как в структурном подразделении и в целом в организации формируется общественное мнение и кто является лидером мнений?
   Основная психологическая сложность в работе руководителя вообще, а на начальном этапе управленческой деятельности - в особенности, заключается в установлении грамотных отношений со своими сотрудниками, определении той дистанции между молодым (и не только молодым) руководителем и его подчиненными, которая будет оптимальной для выполнения стоящих перед подразделением задач. И тут возможны две крайности, проявляющиеся в том, какую дистанцию устанавливает руководитель со своими сотрудниками: панибратство и отстраненность. Приведу две метафоры, сказанные по этому поводу участниками одного из моих управленческих тренингов: «Хороший руководитель, как костер: рядом с ним хорошо и комфортно. Но если подойти очень близко - можно обжечься» и «Не будь слишком сладким - залижут; не будь слишком горьким - выплюнут».
   После того как руководитель огляделся на новой должности и подметил то, что можно улучшить в работе организации или структурного подразделения, ему необходимо, не откладывая «на потом», приступить к работе по исправлению недочетов, которые он увидел «незамутненным» взглядом. При этом важно не поучать других, а действовать самому, строя отношения по принципу: «Делай, как я!» Если сотрудники увидят, что с приходом нового руководителя ситуация меняется в лучшую сторону, это будет работать на укрепление его авторитета.
   Когда руководитель берет на себя ответственность за результаты работы структурного подразделения, а не пытается переложить ее на других, найти «стрелочника», это, безусловно, также работает на повышение его авторитета. Если же вместо серьезного ведения дела - плетение интриг и поиск «крайнего», приписывание заслуг исключительно себе, а неудач - ближайшему окружению и средовым факторам, такой руководитель авторитетом не пользуется.
   Приведу интересный пример. В течение определенного времени я имел возможность наблюдать за деятельностью фирмы, бизнес которой можно охарактеризовать как паразитарный. Хотя фирма эта, насчитывающая всего несколько человек, и претендовала на гордое звание «Компания по оказанию интеллектуальных услуг». Почему такое определение? По сути, фирма эта никаких интеллектуальных продуктов сама не производила, и, кроме нескольких офисных столов, компьютеров и пары десятков стульев, ничего в своем активе не имела. Суть бизнеса сводилась к тому, чтобы на рынке найти организацию (клиента), нуждающуюся в этих самых интеллектуальных услугах, а также специалистов, которые их способны оказать, свести стороны вместе и на этом сделать деньги. Такой вот «интеллектуальный» бизнес.
   Во главе фирмы стояла хитроватая, шустрая, уже немолодая и довольно алчная дама, которая всегда причины неудач виртуозно списывала на кого угодно, но только не на себя: во всем были виноваты - в зависимости от ситуации - секретарь и менеджеры по работе с клиентами, консультанты и сами клиенты, доставалось даже учредителям. Надо ли говорить о том, что фирму постоянно сотрясали дрязги, склоки, сплетни и скандалы? В памяти осталась потрясающая сцена: мечущаяся в панике по офису шефиня после очередной неудачи во взаимодействии с клиентами громогласно заявила: «Я больше не выпущу к клиенту ни одного консультанта, пока он не покажет мне справку о прохождении индивидуальной психотерапии!» Думаю, что комментарии, кому нужна квалифицированная помощь психотерапевта, в данном случае являются излишними.
    «Золотое» правило менеджмента гласит: «Если дела в моей организации идут плохо, это моя вина. Если дела идут хорошо - это заслуга моих подчиненных, людей, которыми я руковожу».
   Обретению и укреплению авторитета руководителя способствует его способность преодолевать неизбежно возникающие трудности в работе, разрешать сложные организационные и бизнес - ситуации, смело смотреть в лицо фактам суровой действительности. Бизнес - это прежде всего риск. Деятельность руководителя протекает в большинстве случаев в условиях неопределенности. Он должен оперативно принимать решения, когда для этого нет всей необходимой информации и собрать ее не представляется возможным. А если ему повезло и у него имеется сто процентов информационного ресурса, то этот ресурс подобен «прокисшему молоку». События изменяются с головокружительной быстротой, и эту гонку выдерживает лишь тот, кто более стрессоустойчив и адаптивен, выдержан и целеустремлен. Оптимизм в сочетании с реалистичной оценкой ситуации, прагматизм и позитивность мышления являются неотъемлемыми качествами успешного руководителя, пользующего заслуженным авторитетом у подчиненных.
   Те установки, которые руководитель дает себе и своим сотрудникам, во многом как определяют степень его успешности, так и работают на укрепление авторитета. В общем виде позитивную установку, ведущую к получению необходимых психологических ресурсов, можно сформулировать следующим образом: «Вижу цель, верю в себя, преодолеваю препятствия!»
   Следующий аспект повышения авторитета руководителя: концентрация своего времени, усилий и ресурсов как на решении крупных вопросов, так и на вникании в «различные мелочи». По известной немецкой поговорке, «в мелочах спрятан черт». История - военная и деловая - полна примеров того, как великие полководцы и успешные бизнесмены были способны в своей работе «видеть и лес, и деревья, и каждый листочек на дереве».
   При этом руководитель должен соблюсти определенный баланс: с одной стороны, держать руку на пульсе происходящего в организации, с другой - не потонуть в текучке, не делать того, что могут сделать его подчиненные. Еще одно из «золотых» правил менеджмента учит руководителя: «Ничего не делай сам, если есть хороший зам».
   Авторитетный руководитель всегда держит слово: сказал - выполнил. Это относится к любой его функциональной области, но особенно - к сфере мотивационного взаимодействия с сотрудниками. Нет ничего более демотивирующего для подчиненного и деструктивного для авторитета руководителя, чем невыполнение им сказанного. В таком случае у подчиненных формируется нездоровая позиция «в одно ухо влетело - в другое вылетело».
   Уверенный в себе руководитель специально никогда не ставит цель завоевания авторитета у подчиненных. Он прекрасно понимает, что авторитет является следствием его успешной управленческой деятельности и эффективности работы возглавляемого им предприятия. Четкое выполнение своих обязанностей, постоянное профессиональное развитие и следование принципу «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они к тебе относились» создадут руководителю непререкаемый авторитет среди сотрудников.

   Теги: Работа по повышению авторитета, управленческая деятельность, уверенный в себе руководитель


 
Интересные новости
загрузка...