???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
1.8.3. Управленческие маски Печать
Психологический справочник руководителя
   Императрица. Относительно поведенческой модели женщины - руководителя можно услышать различные мнения, одно из которых сводится к тому, что женщина не руководит, а царствует. Надевая маску «императрица», руководитель требует от подчиненных (именно подчиненных, а не сотрудников или коллег) беспрекословного подчинения. Основные действия Императрицы: велит - не велит, казнит - милует, одобряет - порицает, приближает - отторгает. Она может выслушать точку зрения другого, если та близка ее собственному мнению, не расходится с ним, понятие «критика» для нее не существует. Всем своим видом показывает, «кто в доме хозяин». Любит обожание, восхищение, восхваление. Окружает себя фаворитами (помощниками и советниками), которых может менять по своему усмотрению. Расположение Императрицы необходимо заслужить. К линии ее поведения применим термин «непредсказуемость». Противоречивая, жесткая, капризная. Пример - маска главной героини в фильме «Дьявол носит Прада».
   Положительной стороной этой маски является то, что она создает «будоражащую» среду, позволяет держать сотрудников в тонусе, не дает им расслабляться.
   Отрицательные моменты:
   • у Императрицы нет и по определению не может быть соратников, а есть фавориты, которые при изменении ситуации разбегутся, как крысы с тонущего корабля, и уведут с собой часть бизнеса;
   • в окружении Императрицы постоянно плетутся интриги, идет борьба за «доступ к телу», большое количество энергии, усилий и времени тратится на то, чтобы «угодить» Ей, вместо того, чтобы эти ценные ресурсы направить на достижение целей, стоящих перед организацией;
   • информация о реальном положении дел в организации до Императрицы не доходит либо доходит со значительными искажениями. Она получает измененную «картинку» а-ля «Все хорошо, прекрасная маркиза!» «Зачем портить настроение царственной особе и вызывать на себя ненужный гнев, если ситуацию можно немного приукрасить?» - рассуждают приближенные. Надо ли говорить о возможности принятия в такой ситуации адекватного оперативного управленческого решения Первым лицом организации? Запоздалая и неэффективная реакция неизбежно ведет к снижению конкурентоспособности предприятия.
   Подружка (Свой парень). Минимальная дистанция в отношениях с сотрудниками, нечеткие, размытые границы. Пристройка «на равных». Реализация принципа: «Ты и я - мы с тобой одной крови». Хлопает по плечу, заводит дружбу с секретаршей, пьет чай - кофе и курит вместе с подчиненными. С этой маской можно поболтать, посплетничать, поделиться сокровенным, поговорить по душам, у нее можно попросить дружеского совета, получить эмоциональную поддержку: «Как я тебя понимаю!». Компанейская, удобная, одним словом, «своя»!
   Положительная сторона:
   • эта маска руководителя хороша в организационных структурах, где большое значение имеет неформальная обстановка и творческий подход к решению стоящих задач, а также сосредоточено значительное количество креативных сотрудников, для которых отношения с руководителем являются важным мотивом их работы в данной организации;
   • маска помогает руководителю в ситуациях, когда сотрудник сталкивается с определенными сложностями как в работе, так и за пределами организации, нуждается в совете, эмоциональном участии, подкреплении, ресурсной обратной связи.
   Отрицательная сторона:
   • наша отечественная культура (в том числе и деловая, организационная) носит отношенческий характер, сотрудники в большинстве своем имеют смутное представление о понятии «границы». Как показывает наш опыт работы с руководителями различных управленческих уровней, как только руководитель сокращает дистанцию с подчиненным, тот, считая, что так и должно быть, пытается «сесть ему на шею», перевести деловое взаимодействие в отношенческую плоскость со всеми негативными последствиями.
   Командир (Начальник, Фельдфебель на плацу). Примером может служить маска Людмилы Прокофьевны, директора статистического института в фильме «Служебный роман». Действует по принципу: «Есть два мнения - мое и неправильное», «Я говорю - вы делаете», ничего не принимает на веру. Четкость, дистантность, требовательность к себе и подчиненным: «Делом надо заниматься серьезно, либо не заниматься им вообще. Статистика - это наука, она не терпит приблизительности. Почему вы пользуетесь непроверенными данными?» Категоричность в суждениях, в общении - пристройка «сверху», использование жестких приемов – давление коммуникативным шумом, риторический вопрос и др.
   Положительные моменты. Эта маска неоценима в ситуациях:
   • когда нет возможности объяснять сотрудникам «Почему надо делать именно это? Чем я руководствуюсь, принимая данное решение?» (форс-мажор; ограниченные временные ресурсы; ситуации, угрожающие безопасности организации, ее сотрудников; «вопросы жизни и смерти»);
   • когда руководитель сталкивается со слабым уровнем подготовки подчиненных. В такой ситуации он дает четкие указания по организации деятельности сотрудников, при этом обучая и развивая их - здесь ему помогает маска Наставник / Коуч.
   Отрицательная сторона:
   • у профессионала на любом участке работы существует внутренняя потребность к самостоятельности. Давление, прессинг со стороны руководителя воспринимается им как недоверие, он ощущает сильный дискомфорт. Результат – уход в организацию с большими возможностями для самореализации. Итогом такой организационно-управленческой «селекции» становится слабо подготовленный коллектив, где руководитель вынужден решать массу вопросов, не относящихся к сфере его ответственности. В такой ситуации маска Командир / Начальник сменяется маской Папа / Мама со всеми присущими ей особенностями.
   Хозяин / Хозяйка. Деловита, рачительна в использовании организационных, временных и иных ресурсов, ответственна,. прагматична, знает, «где что у нее лежит». В своей работе следует принципам: «Ничего личного - только бизнес», «Результат не врет», «Результат превыше отношений». Во взаимодействии с сотрудниками требовательна, корректна, разумно дистантна, открыта к деловым предложениям и конструктивной критике, уважительно относится к мнению сотрудников. Ценит профессионализм и ответственность в работе, дорожит людьми.
   Пример - директор комбината в исполнении В. Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»: «Николай Степанович, давайте я вам расскажу о своих трудностях - мы вместе с вами посидим и погорюем. Поймите, что преодоление этих трудностей и есть ваша работа, за это вам и платят заработную плату. И на будущее давайте договоримся: меня не интересует, почему нет, меня интересует, что вы сделали для того, чтобы было да!»
   Положительная сторона:
   • эта маска полезна в ситуациях оперативного управления организацией (структурным подразделением).
   Отрицательные моменты:
   • маска «суховата», сотрудникам не хватает эмоциональности и теплоты со стороны руководителя.
Успешному деловому человеку, грамотному руководителю необходимо в своем арсенале иметь определенное количество масок, которые дают ему возможность быть разным в различных ситуациях делового и неформального взаимодействия. Для того чтобы маски выполняли свои функции, их надо хорошо знать и уметь ими эффективно пользоваться. Человеку бизнеса необходимо также умение снимать маски, когда ситуация завершена, цель достигнута, и маска выполнила свою роль. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, но опыт действительно успешных людей говорит о том, что этому можно научиться.

   Теги: Управленческие маски, императрица, подружка, свой парень, командир и начальник, деловой человек


 
Интересные новости
загрузка...