???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Современные подходы к организации охраны труда Печать
   Современный взгляд на охрану труда сформулировал ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».
   Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
   Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.     Система управления охраной труда в организации должна включать:

   1. Политику в области охраны труда.
   2. Цели в области охраны труда.
   3. Организация охраны труда.
   4. Планирование и применение системы управления охраной труда.
   5. Предотвращение опасностей.
   6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда.
   7. Действия по совершенствованию охраны труда.
Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда.

Политика в области охраны труда

   Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают:
   - обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
   - соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
   - обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
   - непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
   Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна:
   - соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями;
   - быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;
   - предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;
   - подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.

   ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда.


Цели в области охраны труда

   ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые:
   - соответствуют размеру и характеру деятельности организации;
   - соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
   - были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
   - обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
   - оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией;
   - были подконтрольны и в случае необходимости корректировались.
   Целями в области охраны труда могут быть:
   1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах.
   2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент.
   3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________
   4. Проведение замеров изоляции в __________
   5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях…
   6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях.
   7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________.
   8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д.
   Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие.

Организация охраны труда

   В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
   В организации должны быть установлены структуры и процессы:
   - управления охраной труда в виде линейной управленческой функции;
   - определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
   - проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников;
   - сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда;
   - соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация;
   - установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
   - установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса;
   - разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
   - обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
   - предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
   - обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
   На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
   - развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;
   - периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
   - содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

    Компетентность и подготовка

   В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
   Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски.
   Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны:
   - охватывать всех работников организации в установленном порядке;
   - предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
   - включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
   - предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности;
   - предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации;
   - документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации.
   Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

    Документация системы управления охраной труда

   Документация по охране труда может содержать:
   - политику и цели организации по охране труда;
   - распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
   - наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
   - положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
   Документация системы управления охраной труда должна:
   - быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
   - периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
   Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения.
   Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности.
   Записи данных по охране труда могут включать:
   - сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда;
   - сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
   - требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда;
   - данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
   - результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда.

    Передача и обмен информацией

   Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
   - получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них;
   - обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
   - обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

Планирование и применение системы управления охраной труда

    Исходный анализ

   Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии.
   Это важно как для новых предприятий, так и существующих длительное время. Исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
   Исходный анализ проводят компетентные лица (главный инженер и отдел (инженер) по охране труда, или комиссия по охране труда) с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. В ходе анализа необходимо:
   - определить действующие законы и правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, которые необходимо соблюдать;
   - определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
   - определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
   - провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
   По результатам анализа составляется документ, который должен стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также содержать базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

    Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

   Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
   - соответствие условий труда требованиям законов и иных нормативных правовых актов;
   - основные элементы системы управления охраной труда в организации;
   - непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
   План по охране труда составляется по результатам исходного анализа, последующих анализов по результатам контроля за охраной труда, имеющихся опасностей, предложений работников.
   Мероприятия по охране труда должны и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
   - подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей: достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
   - отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
   - предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.


Предотвращение опасностей

    Предупредительные и контролирующие меры

   ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам:
   - устранить опасности (риски);
   - ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
   - минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
   - предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты.
   Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны:
   - соответствовать имеющимся опасностям и рискам;
   - регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию;
   - соответствовать действующему законодательству и передовому опыту;
   - учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб.

    Управление изменениями

   При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия.
   При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
   При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

    Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий

   На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий.
   Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:
   - гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
   - предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними;
   - предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
   При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

    Снабжение

   Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по:
   - определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации;
   - определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг.

    Подрядные работы

   ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда.
   Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
   - включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
   - устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
   - включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;
   - обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации;
   - методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;    - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации.

Наблюдение, проверка и анализ эффективности
деятельности в области охраны труда

    Наблюдение и измерение результатов деятельности

   На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.
   В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры.
   Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
   - базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
   - поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
   Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
   - использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
   - включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов;
   - фиксировать в записях.
   Наблюдение должно обеспечивать:
   - обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
   - информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
   - основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
   Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать:
   - наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;
   - систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
   - наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
   - наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
   Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
   - несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве;
   - других потерь, таких, как имущественный ущерб;
   - неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
   - программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

    Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

   Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено.
   Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.
   Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

    Проверка (контроль) охраны труда

   На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
   В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать:
   - политику в области охраны труда;
   - участие работников (или) их представителей;
   - обязанности и ответственность;
   - компетентность и подготовку;
   - документацию системы управления охраной труда;
   - передачу и обмен информацией;
   - планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
   - предупреждающие и контролирующие меры;
   - управление изменениями;
   - предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
   - материально-техническое снабжение;
   - подрядные работы;
   - наблюдение и измерение результатов деятельности;
   - расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья;
   - проверку;
   - анализ эффективности управления охраной труда руководством;
   - предупреждающие и корректирующие действия;
   - непрерывное совершенствование;
   - любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
   В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
   - эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
   - эффективными для содействия полному участию работников;
   - соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
   - обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
   - обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
   Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
   Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

    Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

   При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
   - оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности;
   - оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
   - оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда;
   - определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
   - обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
   - оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
   - оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
   Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
   Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
   - результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
   - дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
   Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
   - лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
   - комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Действия по совершенствованию охраны труда

    Предупреждающие и корректирующие действия

   На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать:
   - определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
   - инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
   Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены.

    Непрерывное совершенствование

   В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
   - цели организации по охране труда;
   - результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
   - результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
   - расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок;
   - результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
   - предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;
   - изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
   - новую информацию в области охраны труда;
   - результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
   Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда.

    Примечание.

   Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.
   В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
   ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.
 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...

Навигация по сайту