Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
История охраны труда в России от Ломоносова до наших дней Печать
    От составителя.
    Учебное пособие «История охраны труда в России» написали преподаватели Томского государственного архитектурно-строительного университета С.А. Карауш и О.О. Герасимова.
    Учебное пособие дается в сокращении.
    Полную версию можно взять здесь >>>
 
Охрана труда в России до октября 1917 года

        Труд в Российской Империи и его охрана
    Преобразования Петра I, сделавшие в 1721 году Россию Российской Империей, привели к тому, что в этот период стали создаваться новые районы промышленного производства (Урал и др.). Параллельно с этим в России создавались мануфактуры в легкой промышленности. Для мануфактуры было характерно то, что в отличие от мелкотоварного производства, в ней происходило разделение ручного труда. Работниками на мануфактурах в период правления Петра I обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года работать на них. Правительство усиленно закрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Все это привело к тому, что в петровскую эпоху произошли грандиозные сдвиги в экономике Российского государства.
   В период правления Петра I труд на заводах и фабриках, особенно на Демидовских рудниках на Урале, на Путиловском заводе в Петербурге и на многих других, был тяжелым и опасным. Многие люди, уходившие из деревень на заработки, часто на этих заводах погибали, вот почему в народе появилось такое высказывание: «За ремеслом ходить - землю сиротить».
   Аналогичная тяжелая ситуация в Российской Империи была в тот период и в крепостных деревнях, где крестьяне работали «от зари до зари». О нормальных условиях труда люди в тот период только могли мечтать.
   Высокий травматизм среди крепостных крестьян и рабочих на фабриках и заводах всегда вызывали озабоченность прогрессивных людей, которые ставили перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасные условия труда»? В тот период исторического развития страны сделать это было непросто. Остро стояли также вопросы защиты прав работников, т.к. работниками на фабриках и заводах, кроме приписанных крепостных крестьян, были и «гулящие» люди: бомжи, уголовники, беглые. Промышленное право в Империи в этот период времени имело публичный характер и составляло часть полицейского права (нынешнее административное), поэтому, естественно, что норм об охране труда, вообще как таковых, в тот исторический период времени в Российской империи не существовало.

        Первые трактаты по охране труда в России и анализ травматизма
   Вопросы безопасности производства и охраны труда уходят корнями в далекое прошлое. Еще в древние времена люди старались предупредить об опасности не только своих друзей, но и врагов. Чего стоят только страшные рогатые каски рыцарей Средневековья, «воинственный» макияж на лицах индейцев Американского континента и т.п. Но самым характерным знаком в этом ряду стал черный пиратский флаг с изображением «Веселого Роджера», который позже перекочевал на электрощиты, огораживающие зоны высокого напряжения. Надписи и плакаты «Осторожно, высокое напряжение», «Не стой под стрелой», «Внимание, переезд» долгие годы служили людям напоминанием о том, что имеется опасная для жизни человека зона, где необходимо проявлять особую бдительность.
   Не углубляясь в историю, надо отметить, что одним из первых, кто начал рассматривать в России безопасность проводимых работ, был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Еще в 1742 году он в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли тогда при производстве опасных работ.
   К середине 19-го века (отмена крепостного права и иные реформы в Российской Империи) все существовавшее тогда в России трудовое законодательство было сведено к двум нормативным актам: Положению от 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» и Положению 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Первое положение носило общий характер и касалось оброчных крестьян, когда хозяин отпускал их для работы на фабрику. Второй акт запрещал назначать работу с 12 часов ночи до 6 часов утра для работающих на фабриках малолетних. Эти два положения стали зачатками будущего трудового законодательства в Российской Империи.
В этот же период времени в Российской Империи была сделана одна из первых попыток на государственном уровне провести анализ травматизма со смертельным исходом. Так в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской Империи была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.». Среди семи главных категорий причин (производственные и бытовые) гибели людей были названы:
а) утопленники;
б) погибшие от ушиба;
в) раздавленные;
г) замерзшие;
д) угоревшие;
е) неосторожно застрелившиеся;
ж) опившиеся.

        Борьба трудящихся в период зарождения капитализма и становление трудового законодательства
   Период дикого капитализма в Европе пришёлся на 186070 годы, именно тогда во многих странах произошел резкий скачок от феодализма к капитализму. Бурно стала развиваться промышленность, появился слой населения, который стал жить за счёт продажи своей трудовой силы. В эти же годы произошли коренные изменения и в России: были проведены экономические и политические реформы, реформы в области образования и многие другие. Этот период времени стали называть периодом рождения пролетариата в России и за рубежом, когда велась интенсивная эксплуатация всех работников. Особенно от этого страдали женщины и дети, которых заставляли работать наравне с мужчинами. Дети начинали работать уже в возрасте 56 лет. Работать заставляли и ночью, отпусков не было, а рабочий день мог достигать 18-ти часов.
   В Европе конца ХVIII  первой половины ХIХ в. либеральными радикалами и социалистами-утопистами многократно предпринимались попытки разработать свои социальные программы и политику по рабочему вопросу. Парижская коммуна как полупролетарское государство явилась ареной для их апробации. Характерно, что наиболее революционная германская социал-демократия уже в 1875 г. впервые включила в свою Готскую программу требования об охране труда рабочей молодежи и подростков, основные из которых сводились к следующему: «...Нормальный рабочий день, соответствующий общественным потребностям; запрещение воскресного труда. Запрещение детского труда и всякого женского труда, наносящего ущерб здоровью и нравственности женщины. Законы об охране жизни и здоровья рабочих. Санитарный надзор за рабочими жилищами. Подчинение копей, рудников, фабричной, ремесленной и кустарной промышленности надзору выбранных рабочими должностных лиц. Действительный на практике Закон «Об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими».
   Основным периодом формирования фабричного законодательства в России явился период с 80-х годов 19-го века и до начала 20-го века. В этот период делаются первые попытки регламентировать на государственном уровне отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. За этот период в России было принято девять законов, касающихся трудовых правоотношений, которые составили фундамент промышленного (рабочего) права. Например, первый закон от 1 июня 1882 года «О малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах», положивший начало фабричному законодательству в Российской Империи, позволил начать охрану труда самых социальных незащищенных слоев: малолетних и женщин. Согласно этому закону было запрещено применение на фабриках и заводах труда детей, не достигших 12-ти лет. Для надзора за выполнением закона была учреждена фабричная инспекция (20 инспекторов на 17 тысяч предприятий).
   Следующий закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал и обязывал хозяев открывать школы при фабриках и заводах для повышения образовательного уровня малолетних работников.
   Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках» прописывал ограничения по применению труда несовершеннолетних и женщин в ночной период времени.
   Закон 1886 года, принятый сразу после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал взимание штрафов свыше 5% с рубля. Сами штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим.
   Законом 1897 года ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня на предприятиях в России: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа.
Другие законы из этого пакета также внесли свою лепту в становление Российского законодательства в области охраны труда.
В конце ХIХ столетия почти половина наемного пролетариата в России (45,6%) приходилась на молодежь до 23-летнего возраста. Почти две трети всех подростков приходили на завод, фабрику, другие отрасли, не достигнув 15 лет, а одна треть  и 12-летнего возраста. В машинном, особенно ткацком производстве, было много видов работ, с которыми вполне могли справиться дети. Однако за одну и ту же работу наниматель платил подростку меньше, чем взрослому.
   Несмотря на принятое в России законодательство, тяжелый и изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих и крестьян бороться за свои права. Это особенно проявилось при создании и становлении социал-демократического движения в России. Уже на II съезде РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), состоявшемся в 1903 г., была принята первая Программа партии, которая гласила: "… В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует: ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих; установление законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства; полного запрещения сверхурочных работ; воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра); воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16 - 18 лет) шестью часами…».

        Борьба трудящихся России в начале XX века
    В 1913 году все существовавшие в России законы в области охраны труда были выделены в Устав «О промышленном труде» и опубликованы в сборнике законов Российской Империи. Этим действием государственными властями был сделан первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль. В этот Устав впервые в России были включены нормы о социальном страховании работников. Законы дореволюционной России были крайне неполны и распространялись не на все отрасли экономики, а лишь на государственные. Хотя и здесь рабочий день подростков не отличался от дня для взрослых. В 1913 г. у взрослых продолжительность рабочей смены составляла 10 часов, а у подростков формально 9,5 часа. Правительственные круги мало интересовали и вопросы трудовой занятости рабочих. В военные (1914-1917) годы безработица в России приняла тяжелые формы из-за приостановки деятельности предприятий и увольнений прежде всего несовершеннолетних рабочих. Как отмечала российская печать, «Война отчасти породила, отчасти усилила безработицу. Число безработных достигло необычайных размеров». Между тем все попытки рабочих профсоюзов добиться мирным путем государственной помощи более чем полумиллиону безработных не имели успеха.
Февральская революция 1917 года также не изменила ни одного закона об охране труда в интересах молодежи, не создала организованного рынка труда. И это при том, что с 1 марта и по 1 августа 1917 г. в России закрылись 824 предприятия и были уволены 168 тыс. человек. В Петроградской губернии за этот же период времени из общего количества 345 тыс. рабочих осталось на предприятиях только 141 тыс., или 42%. За то же самое время сокращение коснулось 65% несовершеннолетних (с 28 тыс. до 9 тыс.).
Таким образом, социальные вопросы занятости, охраны труда, сокращения рабочего дня, ограничения эксплуатации труда подростков, повышения оплаты за труд в первые два десятилетия ХХ века являлись острыми, животрепещущими проблемами для большинства трудового населения России. В этот исторический период для нашей страны экономическая борьба трудящихся за право на труд и на жизнь совпала по времени с политической.
   Выступления молодых рабочих осенью 1917 года в защиту своих экономических и политических прав проходили не только в столичных центрах, но и в городах Центральной России, Поволжья, Урала и т.д.
   В следующий период времени в России бурно происходили политические события, активно шла борьба за власть со стороны большевиков, шла Первая мировая война. Все это привело к свертыванию законотворческой деятельности в области охраны труда в Российской империи вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
 
Охрана труда в России с 1917 по 1941 годы

    Создавшаяся экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что в феврале, а затем и в октябре 1917 года произошли две революции. После Октябрьской революции к власти пришли большевики, и наша страна вошла в эпоху Страны Советов!
Рождение нового государственного строя в нашей стране было тяжелым и трудным. Это осложнялось тем, что органы Советского государства не имели опыта преобразований и декларировали гораздо больше того, чем реально проводили в жизнь.

        Охрана труда в России в послереволюционный период
   Советское трудовое законодательство строилось на иных принципах, чем это было до революции. В основу законодательства были положены требования международного пролетариата, с которыми он выступал на своих международных конгрессах, и требования, которые выставляли рабочие профессиональных и молодежных социалистических организаций России. Основными требования были «...содействие улучшению экономического, политического и правового положения рабочей молодежи, добиваясь при содействии политических, профессиональных и иных организаций рабочего класса издание законов по охране детского труда; обязательное бесплатное обучение молодых работников до 16 лет; сокращение рабочего времени 16-18-летних подростков до 6 часов; запрещение законодательно труда подростков (до 18 лет) в тех отраслях производства, работа в которых профессиональными рабочими союзами будет признана вредной для неокрепшего молодого организма; полная отмена ночной работы для подростков (до 18 лет); установление минимума заработной платы для малолетних рабочих и работниц и их обеспечение на случай безработицы, болезни и т.п.» [4].
   Приход к власти большевиков подвиг их к активным действиям по реализации свои идей, поэтому одним из первых декретов Советского правительства после Октябрьской революции был декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый 11.11.1917 г. Согласно этому декрету в России продолжительность рабочей недели была ограничена 48 часами труда. Это было сделано впервые в мире. Лишь позже, после принятия международной Конвенции № 1, во многих других странах мира также был установлен 8-часовой рабочий день. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 году, после принятия закона «О справедливых трудовых стандартах», установившего максимальную продолжительность работы и минимальную оплату труда.
   Активно в этот период времени большевики стали привлекать общественные массы к управлению государством, что было связано с отсутствием подготовленных кадров. Так, например, в декабре 1917 года они передали профсоюзам управление социальным страхованием по безработице и болезни. Это привело к тому, что уже к середине 1918 года из более чем двухсот существовавших тогда в России бирж труда 147-ю стали руководить профсоюзы.
   В первый период становления советской власти важно было не только улучшить условия труда конкретным молодым рабочим на рабочих местах, но и поднять самих рабочих на борьбу за изменение условий труда и быта. Здесь особая роль государством отводилась развитию рабочего контроля на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Так 14 ноября 1917 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) РСФСР утвердили «Положение о рабочем контроле». Создаваемые на основе этого Положения комиссии рабочего контроля, с одной стороны, наделялись широкими полномочиями и были призваны в значительной мере влиять на производственно - экономические, управленческие процессы и трудовые отношения между нанимателями и рабочими. С другой стороны, владельцы предприятий и органы рабочего контроля несли перед государством ответственность за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества.
   Рабочие комиссии органов контроля над промышленностью совместно с местными органами и профсоюзами вели в этот период времени постоянную борьбу с экономическим саботажем. Комитеты рабочего контроля действительно были угрозой для рвачей и расхитителей общественного богатства.
   Владельцы частных предприятий встретили первые законодательные акты советской власти в штыки. Например, Совет промышленников Урала 23 ноября 1917 г. постановил не признавать и не допускать установления рабочего контроля на частных предприятиях, вплоть до их закрытия или приостановления перевода денег советским органам на расходы. Это встревожило государственные органы молодой Страны Советов и комитеты рабочего контроля на фабриках и заводах и заставило в ответ многие рабочие комитеты контроля принять свои контрмеры. Так, например, 12 декабря 1917 г. рабочие и служащие петроградского завода «Роберт Круг», в связи с намерением заводоуправления остановить предприятие, избрали там своих руководителей, что позволило продолжить работу предприятия.
   Превращение важнейших средств промышленного производства и земли в общенародное достояние, формирование новых производственных отношений явилось в дальнейшем в Советской Республике той материальной базой, на которой складывались предпосылки для ликвидации безработицы и обеспечения полной трудовой занятости всего населения.

        Создание в советской стране инспекции труда и ее задачи
   Начиная с 1918 г. Советская власть стала брать под свой контроль вопросы охраны труда и социальной защиты трудящихся. Для этого в мае 1918 г. был принят новый декрет «Об учреждении инспекций труда», по которому впервые в советской стране была создана инспекция труда со своими задачами и правами.
   Главной задачей инспекции была в тот период времени охрана труда и здоровья трудящихся и контроль за условиями труда на рабочих местах. Одновременно на инспекцию труда было возложено наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других подобных актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц. Анализируя текст декрета, можно отметить, что инспекции труда молодой советской властью давались широкие полномочия и возможности для контроля и наведения порядка в этой сфере деятельности.
   Начатые инспекционные проверки охраны труда на предприятиях и в организациях советской страны выявили множество нарушений трудового законодательства и норм. При проверках вскрывалась масса нарушений в оплате труда, организации техники безопасности, снабжении рабочих спецодеждой, плохих условиях труда на рабочих местах и т.п.
   В первые годы советской власти труднее всего было подросткам в мелком частном секторе, где всё (режим работы, распорядок дня, заработная плата и т.п.) определял сам хозяин. Проведенные проверки инспекциями выявляли множество вопиющих фактов нарушения трудового законодательства. Так московская городская инспекция охраны труда в ходе проверки 23 мелких пунктов питания и ремонтно-пошивочных мастерских столкнулась с фактами нескрываемой эксплуатации несовершеннолетних.
   Внешняя интервенция и гражданская война обусловили изменения в трудовых отношениях в нашей стране: была введена трудовая повинность для всего трудоспособного населения в возрасте от 16 до 50 лет, а еще раньше (5 октября 1918 г.) трудовые книжки для нетрудящихся. Только при наличии трудовой книжки представители имущих классов могли свободно передвигаться в пределах советской республики и получать продовольственные пайки. Все это ограничивало трудовые и социальные права трудящихся.

    Становление трудового законодательства в Стране Советов
   С изменением государственного строя в России после победы большевиков и появления основного закона государства – Конституции, менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в молодой советской стране уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан Народный комиссариат труда (Наркомтруд, НКТ).
   С целью обеспечения законодательной поддержки в области охраны труда в декабре 1918 г. в России принимается первый «Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР», который практически не содержал положений, касающихся охраны труда, за исключением некоторых: запрета приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, запрета работы женщин в ночное время, в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях и т.п. Естественно, что принятый в короткие сроки КЗоТ имел существенные недостатки, которые потребовали его переработки уже в ближайшее время.
   В 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР, учитывая недостатки существующего КЗоТа и образование государства СССР, утвердил новый «Кодекс законов о труде». В этом документе впервые было введено понятие трудовой договор, что позволило юридически закрепить принцип свободы труда.
   Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, и также некоторые нормы общего характера и некоторые другие, которые были посвящены безопасности и гигиене труда. Например, согласно этим нормам нельзя было вводить в эксплуатацию предприятия и оборудование без санкции инспекции труда, обязывалось выдавать специальную одежду рабочим, улучшать условия охраны труда и т.п. Наркомтруд в развитие этих норм издал в дальнейшем и нормы о технике безопасности, санитарии и др. Были изданы правила противопожарной безопасности на производстве, правила эксплуатации паровых котлов, правила очистки сточных вод, правила безопасности горных работ и др. В соответствии с принятым КЗоТ Наркомтруду СССР впервые разрешалось проводить медицинские исследования отдельных групп работников.
   После принятия КЗоТ СССР началось новое становление трудового законодательства. Законодательные статьи о несовершеннолетних и женщинах со временем становились все более расширенными. Трудящихся начали делить на работников физического труда и интеллектуального труда, что было отражено в соответствующих нормах того времени. Иногда эти нормы ущемляли права ряда работников. Так, например, у беременных женщин, занимающихся физическим трудом, дородовой отпуск должен был составлять 6 недель и послеродовой 6 недель. У женщин, занимающиеся интеллектуальным трудом, продолжительность дородового отпуска была сокращена до 4 недель и до 4 недель была сокращена продолжительность послеродового отпуска.
   Согласно этому КЗоТу прием на работу лиц до 16-ти лет был запрещен, и только в исключительных случаях разрешалось принимать на работу подростков с 14 лет. Некоторые правила, прописанные в КЗоТе, были сформулированы впервые. Например, отпуск подростку должен был предоставляться обязательно летом.
   Правительство СССР, понимая важность вопросов охраны труда и защиты прав трудящихся, активно разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, которые закрепляли нормы и правила для работодателей и трудящихся. Также издавались документы, разграничивающие функции надзорных органов СССР.
   Достаточно длительное время в СССР трудящиеся работали в соответствии с принятым в 1922 году КЗоТом. Однако Великая Отечественная война, период восстановления разрушенной после войны экономики страны и период начала строительства коммунизма в нашей стране привели к тому, что потребовалось усовершенствовать трудовое законодательство. Это было сделано путем принятия «Основ законодательства СССР о труде». Эти «Основы» были приняты Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и введены в действие с 1 января 1971 г. Данный законодательный документ закрепил наиболее общие и существенные важнейшие положения трудового права на тот период времени в СССР. Кодекс 1971 г. вобрал в себя хорошее, что могли предложить два его предшественника.
   В настоящее время в России действует законодательный документ – «Трудовой кодекс Российской Федерации». Это сводный документ в области охраны труда, по которому работают и живут сейчас россияне. Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и подписан 30 декабря 2001 г. Президентом России (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.).
  Трудовой кодекс на территории России начал действовать с 1 февраля 2002 г., при этом он учел все то лучшее, что было в нашем российском законодательстве по охране труда и защите прав трудящихся. Вместе с тем, опыт работы по новому действующему Трудовому кодексу РФ показал, что и он имеет ряд недостатков, которые предстоит еще исправлять.

        Обеспечение работников молодой Страны Советов спецодеждой и средствами гигиены
   После принятия КЗоТ СССР в 1922 г. в советской стране было введено достаточно много новых нормативных документов, касающихся выдачи спецодежды, индивидуальных средств защиты, гигиенических средств и т.п.
   Высокий травматизм в строительной отрасли СССР привел к тому, что Постановлением НКТ СССР от 4 ноября 1926 г. № 273/384 «Нормы спецодежды и предохранительных предметов для рабочих строительного производства и промышленности строительных материалов» впервые были узаконены сроки и нормы выдачи быстро изнашивающейся спецодежды.

        Разъяснительная работа по охране труда среди трудящихся
   После победы большевиков в 1917 г. в стране началась гражданская война, что привело к еще большей разрухе, безработице, голоду. Однако вопросы охраны труда в молодой советской республике необходимо было решать, поэтому для активизации работы среди населения по созданию системы управления охраной труда в СССР было принято решение использовать накопленный пропагандистский опыт. С этой целью 13 сентября 1923 г. через газету профсоюзов «Труд» с обращением «Об участии инспекторов в работе газеты Труд» выступили Отдел охраны труда Наркомтруда СССР и редакция газеты «Труд». В нем они рекомендовали инспекторам активно пропагандировать достижения в области охраны труда в России.
   Надо отметить, что в то время в СССР это был практически единственный путь, хоть как-то обратить внимание работодателей и работников на вопросы охраны труда, что было вызвано высоким уровнем производственного травматизма в этот тяжелый для страны период времени.
   Для лучшей заинтересованности рабочих и работодателей в разработке и внедрении мероприятий в области охраны труда Наркомтруд СССР принимает в 1925 году Постановление «О премировании лучших достижений и изобретений по технике безопасности, профессиональной гигиене и промышленной санитарии».
Как видно, этим постановлением было положено начало социалистического соревнования в области охраны труда среди трудовых коллективов и трудящихся Российской Федерации.

        Контроль и безопасность работ в период коллективизации и индустриализации страны
   Обособленность, отсутствие средств и неразвитость нашего государства в период коллективизации и индустриализации привели к тому, что серьезно заняться вопросами охраны труда властям СССР не удавалось. За рубежом в это же время активно начинают исследоваться вопросы охраны труда, производственной безопасности и санитарной гигиены. Понимая это, власти СССР, для того чтобы хоть как-то сдвинуть в стране дело в этом направлении, издают Циркуляр ВСНХ СССР от 31.12.1925 г. № 17 «Об усилении работы хозорганов в области охраны труда». В частности, в нем говорилось: «На многих предприятиях Запада опытным путем были найдены и применены значительно улучшенные нормы освещаемости, отопления, вентиляции и проч., отвечающие интересам здоровья, удобства и безопасности рабочего. В странах Европы и Америки изучение рабочих движений и их нормализация стали достоянием работ большого числа техников, методически работающих долгие годы в области разработки наиболее целесообразных, с точки зрения утомляемости и конечных результатов работы, движений отдельных детальных профессий. У нас эти вопросы также должны быть вынесены на простор широкой технической мысли».
   Важное значение уделяли власти СССР безопасности опасных работ. Так одним из первых документов в строительной отрасли по безопасности работ явились принятые «Правила о мерах безопасности при производстве строительных работ». Они были утверждены «Обязательным Постановлением» НКТ СССР от 14 мая 1926 г. № 103/340. Этим актом было положено начало разработки нормативных правил и требований безопасности условий труда в такой важной отрасли народного хозяйства, как строительство, а в дальнейшем такие документы стали называться в нашей стране строительными нормами и правилами  СНиПами.
   Безопасность выпускаемых массовыми сериями в период индустриализации страны машин и оборудования оставляли желать лучшего. Поэтому НКТ СССР было принято Обязательное Постановление от 10 октября 1927 г. № 318, в котором были прописаны некоторые вопросы безопасности машин и их обслуживания. Например, было отмечено, что каждая сельскохозяйственная машина должна быть снабжена подробным наставлением и иметь средства безопасности. Перевозные машины весом более 1 тонны в целях безопасного их передвижения на большие расстояния должны быть снабжены тормозами. Согласно этому постановлению воспрещалось спать и отдыхать у двигателей машин.

Охрана труда в СССР после 1941 года

        Развитие охраны труда в военный и после военный периоды
   Разработка и принятие законодательных и нормативно-правовых актов в СССР в период Великой отечественной войны (19411945 годы) было приостановлено. Лишь только после восстановления народного хозяйства эта деятельность вновь продолжилась. Начиная с 1957 года, в СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. Научно-обоснованную программу оздоровления условий труда принял XXII съезд КПСС, прошедший в 1961 году и наметивший внедрение на всех предприятиях современных средств техники безопасности, создание санитарно-гигиенических условий, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания.
   В последующий период времени в СССР было принято значительное число документов по охране труда. К ним можно отнести: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971 г.), Типовые правила внутреннего распорядка (1972 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Положение о технической инспекции труда (1977 г.) и многие другие. Следует отметить, что в этот период времени в СССР была создана система особых льгот работающим, совмещающим работу с обучением. Согласно законодательству того времени, если работник хотел поступить в высшее учебное заведение, то ему на период сдачи вступительных экзаменов предоставлялся дополнительный отпуск до 15 календарных дней без сохранения заработной платы. Работникам, принятым на заочное отделение вуза, предоставлялось с сохранением средней заработной платы 20 дней для сдачи зачетно - экзаменационных сессий на 1-м и 2-м курсах и 30 дней - на старших курсах. В дальнейшем эти льготы были упразднены при переходе нашей страны на рыночные отношения в экономике.

        Законодательная база по охране труда в современных условиях
   Дальнейшее развитие получило трудовое законодательство в России после принятия в 1993 году «Основ законодательства РФ об охране труда». Это был прогрессивный документ в области охраны труда для нашей страны в тот переходный для нашей страны период времени. Шесть лет работы по этому закону в последующий период, как, впрочем, и по многим другим законам, выявили ряд значительных недостатков и пробелов. Во-первых, в законе ничего не было сказано о том, что государственное управление охраны труда -  главный надзорный и контролирующий орган  - должно осуществлять свою деятельность не только на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, но и на уровне местного самоуправления. Вскоре стало ясно, что это достаточно крупный изъян, поскольку именно на местах должны осуществляться непосредственные контакты с предприятиями. К тому же, принятый закон «Об основах местного самоуправления» никак не учитывал социально-трудовые отношения.
   Во-вторых, в одной из статей закона об охране труда было сказано, что «… в случае необходимости, на предприятиях могут создаваться специальные службы по охране труда». Работодатели восприняли эту формулировку по-своему, не как руководство к действию, а в качестве рекомендации. И, руководствуясь интересами экономии и не видя в таких службах особой необходимости, либо полностью их разогнали, либо значительно сократили количество специалистов по охране труда. Такая картина наблюдалась и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и на промышленных предприятиях, и на транспорте. Все это значительно подрывало работающую систему управления охраной труда в нашей стране.
   Вместе с тем данный документ «Основы законодательства РФ об охране труда» явился основой для принятия в нашей стране 17 июля 1999 г. нового, действующего и в настоящее время, Федерального закона № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Принятый закон об основах охраны труда поднял в России законодательную базу по охране труда на качественно новый, современный уровень, однако имел также и недостатки. Закон существенно повысил защищенность работника в процессе труда, расширил его права, а также обязанности работодателя, создал предпосылки для усиления работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В новом федеральном законе все изъяны и недостатки, допущенные в прежнем законе (1993 г.), были исправлены. В новом законе четко прописаны условия создания служб охраны труда на предприятиях. Например, если на предприятии работает более 100 человек, то там должна быть создана служба охраны труда. Причем, форма собственности предприятия не имеет никакого значения, т.е. исполнение этого закона обязательно для всех. Принятый закон предусматривает также и то, что если на предприятии работает менее ста человек, то работодатель должен либо заключить договор со специалистом по охране труда, либо с организацией, которая имеет право работать в этой области. Государственная инспекция по этому закону была наделена правом контролирования такие предприятия.
   Если проанализировать опыт работы в области охраны труда в развитых зарубежных странах, которые имеют немалый опыт работы, складывавшийся десятилетиями, особенно в странах Западной Европы, то анализ показывает: там на каждом предприятии есть служба охраны труда, так еще, кроме нее, на паритетной основе создаются комитеты по охране труда, включающие в себя представителей работодателей и профсоюзов. В результате получается что-то вроде органа коллективного самоуправления. Государственный надзор и контроль практически не вмешивается в повседневную деятельность предприятий и организаций за рубежом. Государственные органы занимаются, в основном, стратегическими задачами в области охраны труда.
   В России законодательно также разрешено иметь на каждом предприятии комитеты (комиссии) по охране труда, состоящие из представителей работодателя и трудового коллектива. Однако реально на большинстве предприятий вопросам охраны труда не уделяется должного внимания, и борьба трудящихся за свои права протекает в настоящее время чрезвычайно вяло и во многих случаях неэффективно.

Теги: История охраны труда в России, охрана труда
 
 
Интересные новости
загрузка...

Еще материалы по теме: Рефераты по ОТ