???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Можно ли наказать арендатора за неработающую пожарную сигнализацию? Печать
    Вопрос: Предприниматель (арендодатель) является собственником недвижимого имущества (офисного здания, состоящего из двух этажей), второй этаж которого полностью арендует ООО (арендатор), а первый этаж занимает арендодатель. При проверке должностным лицом регионального управления МЧС России было установлено, что во всем здании (в том числе и в арендуемой ООО части) не работает (неисправна) пожарная сигнализация (которая является единой системой, пульт управления которой находится на территории первого этажа). В договоре аренды не содержится указаний, на кого возлагается обязанность по проверке работоспособности пожарной сигнализации. На момент передачи недвижимого имущества от арендодателя к арендатору проверка работоспособности пожарной сигнализации не осуществлялась.
    Может ли в рассмотренном случае арендатор являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности к системе пожарной сигнализации?
    Ответ: В случае если пожарная сигнализация является единой системой, договором аренды на арендатора не возложена обязанность по проверке работоспособности пожарной сигнализации, то ответственность за работоспособность пожарной сигнализации несет собственник недвижимого имущества, который и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    Обоснование: Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
    Статья 37 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
    Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в п. 61 которых предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
    Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 утвержден Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03).
    На основании ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
    Согласно положениям ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
    В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
    В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    Нарушение требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
    Статья 23.34 КоАП РФ предусматривает, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, а также устанавливает перечень должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.
    Из ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
    В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
    Проверку работоспособности пожарной сигнализации как единой системы должен проводить собственник здания (арендодатель), а не каждый арендатор в отдельности (Постановление ФАС Центрального округа от 17.10.2013 по делу N А35-10562/2012).
    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.06.2012 по делу N А50-2255/2012 (в ходе которого было установлено, что в арендуемых помещениях находятся только отдельные элементы АПС (датчики), пульт управления АПС находится в помещении, к которому общество не имеет доступа) отметил, что арендатор не является лицом, обязанным содержать автоматизированную пожарную сигнализацию, которая не принадлежит обществу ни по праву собственности, ни по праву аренды.
    На основании изложенного полагаем, что неисправность пожарной сигнализации, являющейся единой системой, пульт управления от которой располагается на территории арендодателя, с учетом отсутствия в договоре аренды условия о том, на кого возлагается обязанность по проверке работоспособности пожарной сигнализации, свидетельствует, что ответственность за неисправность пожарной сигнализации должен нести арендодатель, а не арендатор.

    Автор: М.Ю. Мордасов, юридическая компания «Юново»
    Источник: Общероссийская Сеть распространения правовой информации
    Наша справка:
    Компания «КонсультантПлюс» образована в 1992 г.
    Является разработчиком справочной правовой системы КонсультантПлюс - самой распространенной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2015 г.).

    Теги: Пожарная сигнализация, договор аренды, субъект административного правонарушения, нарушение требований пожарной безопасности

 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...