???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Требования безопасности при производстве работ кранами Печать
А) Порядок назначения ответственного лица за обеспечение исправного состояния грузоподъемных средств на предприятии, его обязанности

Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника.
Инженерно-технический работник (ИТР), ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции, другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией без участия инспектора Ростехнадзора.
Номер и дата приказа о назначении ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт машины до ее регистрации в территориальном отделении Ростехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с территориальным отделением Ростехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации или на специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.

ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий - изготовителей;
5) производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);
6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания контролирующих органов по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов-манипуляторов;
9) устройство грузоподъемных машин, приборов безопасности, крановых путей и схемных грузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных машин, установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов и кранов-манипуляторов в аренду другим организациям;
12) систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных машин, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования машин, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
14) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;
16) порядок выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов - манипуляторов на объекты;
17) организацию надзора и обслуживания грузоподъемных машин на предприятии;
18) нормы браковки стальных канатов.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов;
2) обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и аттестованным персоналом;
3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;
4) своевременную подготовку грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы;
5) вывод в ремонт грузоподъемных машин согласно графику;
6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;
8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
9) выполнение предписаний контролирующих органов и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного обслуживающего ремонтного персонала.
При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен подготовить машину к техническому освидетельствованию.
При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчет каната;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
При осмотре приборов безопасности ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан проверить: 1) установку концевого выключателя механизма подъема;
2) установку концевого выключателя механизма передвижения;
3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом;
4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.
При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.
Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных машин (крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту машин, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен:
1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми самоходными кранами и кранами-манипуляторами вблизи линий электропередачи только по нарядам-допускам;
2) установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только после получения ключа-марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ-марку на период пребывания их на кране;
3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;
4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных подписей и плакатов;
5) направлять стрелковые самоходные краны и краны-манипуляторы на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;
6) произвести осмотр автомобильных кранов и кранов-манипуляторов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран находится в исправном состоянии;
7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;
8) вести учет наработки кранов в моточасах.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:
1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);
2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;
3) неисправности приборов и устройств безопасности;
4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;
5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;
6) выявлении неисправностей кранового пути;
7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы машины;
8) запрещении работы кранов инспектором территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, имеет право:
1) посещать в любое время участки, где работают краны, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;
2) выводить машины из работы для проведения их технических обслуживаний, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;
3) отстранять от обслуживания машин персонал, нарушающий производственные инструкции;
4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушение правил, инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.
ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:
1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;
2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;
3) самовольное возобновление работ кранами, остановленными территориальным отделением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;
4) непринятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.

Б) Организация надзора на предприятии за безопасной эксплуатацией грузоподъемных средств. Порядок назначения лица, ответственного по надзору за безопасной эксплуатаципей ГПС, его обязанности.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, назначается после проверки знаний им соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, инструкций крановщика и стропальщика комиссией с участием инспектора территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного лица проводится один раз в 12 мес. комиссией без участия инспектора Ростехнадзора.
Фамилии ответственных за обеспечение безопасного производства работ кранами указываются на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ. Копия приказа о назначении ответственных лиц должна находиться на участке производства работ.
На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственного лица исполнение его обязанностей возлагается приказом на другого работника.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно знать:
1) соответствующие разделы Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Гостехнадзором России от 31.12.99 (ПБ 10-382-00).
2) требования электробезопасности при организации и ведении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами;
3) должностную инструкцию для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
4) производственные инструкции для крановщика и стропальщика;
5) инструкцию по осмотру стропов и тары;
6) требования к проектам производства строительно-монтажных работ и технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов;
7) правильные способы строповки и зацепки грузов;
8) требования к съемным грузозахватным приспособлениям и таре, порядок их выбора и применения;
9) нормы браковки грузозахватных приспособлений, тары, стальных канатов и цепей;
10) порядок организации и производства строительно-монтажных и погрузочно - разгрузочных работ с применением кранов;
11) порядок складирования грузов;
12) требования к установке кранов;
13) общие сведения по устройству кранов (их параметры и грузовые характеристики, назначение приборов безопасности, устойчивость при работе и др.);
14) требования к крановым путям;
15) требования к организации и обеспечению безопасного производства работ стреловыми самоходными кранами и кранами-манипуляторами вблизи линий электропередачи;
16) знаковую сигнализацию, применяемую при перемещении грузов кранами;
17) организацию технического надзора и безопасного обслуживания кранов на предприятии;
18) информационные письма и директивные указания территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предупреждению аварий и несчастных случаев при производстве работ кранами;
19) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:
1) предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, операторам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;
2) обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами;
3) организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;
4) инструктировать крановщиков и стропальщико в по безопасному выполнению предстоящей работы;
5) не допускать к обслуживанию кранов необученный и не аттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;
6) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару;
7) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;
8) непосредственно руководить работами при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, при перемещении груза кранами над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами;
9) контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;
10) не допускать производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных Правилами;
11) обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ кранами;
12) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;
13) не допускать установки стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
14) вывешивать на месте производства работ список перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки; в случае отсутствия в списке отдельных грузов давать крановщику сведения об их массе;
15) определять места складирования грузов, обеспечивать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками, оттяжками и т. п.) и инструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов;
16) требовать от крановщика установки стрелового самоходного крана на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы крана, установленного не на все опоры;
17) обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности башенных кранов;
18) не допускать работу крана при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности;
19) следить, чтобы на местах производства работ кранами были вывешены или выданы на руки крановщикам и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов;
20) не допускать перемещения краном кирпича на поддонах без ограждения над людьми;
21) не допускать нахождения людей в кабине и кузове автомашины при ее погрузке и разгрузке;
22) не допускать подачи материалов, изделий в оконные и другие проемы без приемных площадок;
23) выполнять предписания Ростехнадзора и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
При эксплуатации магнитных и грейферных кранов лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно:
1) обозначить зону работы этих кранов, не допуская нахождения людей и производства каких-либо работ в этой зоне. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю;
2) не допускать нахождения людей на платформах, автомашинах, в полувагонах и другом подвижном составе при разгрузке или погрузке их магнитными или грейферными кранами;
3) следить, чтобы грейфер не использовался для подъема людей и выполнения работ, для которых он не предназначен.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, имеет право:
1) отстранить от выполнения работы с применением кранов персонал (крановщиков, операторов и стропальщиков), нарушающий требования производственных инструкций;
2) поставить вопрос перед администрацией предприятия (владельца) о наказании крановщиков, операторов и стропальщиков, нарушающих производственные инструкции.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:
1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело или нет, это к аварии или несчастному случаю;
2) нарушение производственных инструкций подчиненным ему персоналом;
3) выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать Правила и производственные инструкции;
4) самовольное возобновление работ кранами, остановленными принудительно Ростехнадзором или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;
5) непринятие им мер по устранению нарушений Правил и инструкций.


 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...