|
Организация системы управления охраной труда |
![]() |
Общие требования к управлению охраной труда в организации В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий». В силу этого Система охрана труда - промышленная безопасность, по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий. Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач: 1). Обеспечение безопасных условий труда.
3). Поддержание работоспособности работников. 4). Предупреждение аварий. 5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий. Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя. Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности. Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом. Для эффективного управления системой охрана труда и промышленная безопасность, как и организацией в целом, необходимо иметь: - организационную структуру (органы управления); - нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты); - ресурсы (людские, материальные, финансовые). Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность – соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал. Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности. В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления: - высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности); - среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.); - младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры). Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования. Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные: - за охрану труда; - за пожарную безопасность; - за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений; - за производственный контроль; - за электрохозяйство; - за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением; - за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин; - за газовое хозяйство; - за безопасную перевозку опасных грузов; - за взрывные работы и т.д. Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности. Права должностных лиц должны быть зафиксированы в: - положении о структурном подразделении; - должностной инструкции; - трудовом договоре. Структура управления охраной труда и промышленной безопасностью Специальные функции управления системой охрана труда и промышленная безопасность (определение актуальных проблем, стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др.) – возлагаются на специальные структурные подразделения (специалистов соответствующей квалификации). В крупных организациях создаются следующие службы. Служба производственного контроля организации В организациях, подконтрольных Ростехнадзору, службы производственного контроля создаются в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО). (Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263). Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: - на одного из заместителей руководителя для организации с численностью занятых на ОПО менее 150 человек; - на специально назначенного работника для организации с численностью занятых на ОПО от 150 до 500 человек; - на руководителя службы производственного контроля для организации с численностью занятых на ОПО более 500 человек. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: - высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; - стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; - удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности. Основной задачей производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, для чего в организации проводится: - анализ состояния промышленной безопасности; - разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение требований промышленной безопасности, предотвращение инцидентов, аварий, несчастных случаев; - организация всестороннего контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право: - осуществлять свободный доступ на опасные объекты в любое время суток; - знакомиться с необходимыми документами; - участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности; - участвовать в деятельности комиссий по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; - вносить руководителю организации предложения о поощрении работников. В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадают с мероприятиями по промышленной безопасности, службы охраны труда и промышленной безопасности могут представлять собой единую структуру, например отдел ОТ и ПБ. Служба охраны труда организации Служба охраны труда образуется в организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ст. 217. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего специальную подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско – правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной численности работников службы следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 и более – коэффициент 1,4. В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более. В отдельных отраслях расчет численности производится в соответствии с Типовыми положениями о системе управления охраной труда. В соответствии с Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам на службу охраны труда и промышленной безопасности может быть возложено до 56 обязанностей, в том числе: - выявление и оценка опасных и вредных факторов; - анализ, оценка, прогноз состояния безопасности, травматизма, профессиональной заболеваемости; - координация в разработке текущих и перспективных мероприятий (планов) по охране труда; - организация проверок, контрольных испытаний оборудования и средств безопасности; - организация медицинских осмотров, обучения, аттестации работников; - участие в комиссиях по приемке объектов, по расследованию несчастных случаев, аварий, профзаболеваний; - разработка, участие в разработке, согласование инструкций по безопасности работ, должностных инструкций, технологической документации; - пропаганда и информация по охране труда. Права службы охраны труда: - контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда; - выдавать руководителям структурных подразделений обязательные предписания об устранении выявленных нарушений; - вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда. Типовые положения о системе управления охраной труда в отдельных отраслях могут предоставлять больше прав для функционирования службы. Специальные структурные службы Служба оперативного (диспетчерского) управления создается в организациях с особо сложными, опасными (вредными) производствами. Данная служба обеспечивает оперативное руководство производственным процессом, координацию деятельности служб, цехов и других структур, организует оперативное устранение инцидентов. Одна из главных функций – обеспечить выполнение специальных мероприятий в случае возникновения аварии (по спасению людей, оповещению спасательных служб и других организаций согласно плану ликвидации аварии). Аварийно – спасательная служба создается в организациях, имеющих опасные производственные объекты (ОПО). Порядок создания, статус, функции и другие вопросы по таким службам регулируются ФЗ № 135 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. Порядок создания и функционирования этих служб в организациях угольной отрасли регулируется Положением о вспомогательной горноспасательной службе на предприятиях по добыче угля, утв. Минтопэнерго РФ 18.09.97 г. Кадровая служба принимает участие в разработке локальных нормативных актов (трудовых договоров, правил внутреннего распорядка, инструкций по охране труда, должностных инструкций и др.), в аттестации рабочих мест, в проведении социальных мероприятий (соцстрахование, определение компенсаций, организация медицинских освидетельствований), работает с персоналом. Функциональные службы. Это службы главного механика, главного технолога, главного энергетика и другие, а также специализированные участки (цехи) по ремонту, наладке и ревизии оборудования, КИП, которые выполняют ряд задач (требований) по специальным направлениям системы ОТ и ПБ. Коллегиальные органы управления охраной труда |
< Предыдущая | Следующая > |
---|