Клуб инженеров по охране труда - охрана труда, техника безопасности, труд и здоровье, образцы документов по охране труда  
Обратная связь

На главную

Карта сайта
  Интернет магазин Клуба инженеров по охране труда
 
Общественный контроль охраны труда в организации Печать

      Порядок осуществления общественного контроля

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда.
Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных, учитывающего специфику деятельности организации.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее чем на 2 года.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).

     Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

     Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:
- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

     Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

     Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора

Для повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности и более широкого привлечения общественности к его осуществлению органы государственного надзора организуют работу внештатных инспекторов.
Внештатный инспектор труда действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе труда Федеральной инспекции труда, утв. Приказом Федеральной инспекции труда от 27.06.00 г. № 4.
Внештатный инспектор органов Ростехнадзора действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе органов ГГТН РФ, утв. Приказом ГГТН РФ от 11.04.97 г. № 72.
Внештатным инспектором может быть гражданин РФ не моложе 18 лет. Он утверждается на основании личного заявления, представления профсоюза или другой общественной организации, иных документов, подтверждающих пригодность кандидата к выполнению специфических задач и функций, приказом руководителя надзорного органа.
В организациях образуются посты общественного контроля, в которые входят также внештатные инспекторы труда и внештатные инспекторы Ростехнадзора, закрепляемые за определенными государственными инспекторами. Внештатный инспектор осуществляет свои функции под непосредственным руководством и контролем государственного инспектора, за которым он закреплен.

    Что еще прочитать по теме «Статьи и лекции по охране труда»:

Комитеты и комиссии по охране труда
Локальные нормативные акты по охране труда в организации
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Рекомендации по организации работы
Контроль и аудит охраны труда
 

 
Интересные новости
загрузка...