???? ????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????, ??????? ????????????, ???? ? ????????, ??????? ?????????? ?? ?????? ?????  
???????? ?????

?? ???????

????? ?????
  ???????? ??????? ????? ????????? ?? ?????? ?????
 
Сертификация организации работ по охране труда Печать

Цели проведения сертификации организации работ по охране труда

   Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) направлена на создание работодателями условий по охране труда (для деятельности организаций на едином рынке труда Российской Федерации) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

 Функционирование ССОТ ставит двуединую цель:
- средствами и методами сертификации организации работ по охране труда способствовать улучшению условий труда;
- создать механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
При этом решается задача обеспечения социальной защищенности работника и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
ССОТ взаимодействует с системой социального страхования, которая обеспечивает социальную защиту работников и возмещение ущерба жизни и здоровью работников при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Страховые тарифы в фонд социального страхования при страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска. К страховым тарифам могут устанавливаться скидки и надбавки, которые напрямую зависят от состояния организации работ по охране труда. Предполагается, что установление надбавок к страховому тарифу будет жестко зависеть от наличия сертификата соответствия.
Политика государства в области охраны труда заключается в том, чтобы от системы компенсаций перейти к системе экономического стимулирования работодателя в создании здоровых и безопасных условий труда. Вкладывать деньги в охрану труда должно стать более выгодным, чем нести расходы на ликвидацию последствий, связанных с нарушениями требований охраны труда, и компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.

Принципы проведения сертификации организации работ по охране труда

Сертификация организации работ по охране труда (СРОТ) является обязательной процедурой для работодателей (ст.212 Трудового кодекса РФ).

Организует и управляет сертификацией организации работ по охране труда Центральный орган Системы сертификации организации работ по охране труда - Всероссийский центр охраны труда.
Система сертификации организации работ по охране труда обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (п.7 раздела 2 Положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях).
Для осуществления СРОТ формируется сеть органов по сертификации (один в субъекте РФ) и испытательных лабораторий, которые должны быть аккредитованы в установленном порядке (из Правил аккредитации органов по сертификации, аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда от 10.12.2002 № 77).
Все финансово-экономические отношения строятся на договорной основе. Заявитель оплачивает расходы независимо от результатов СРОТ.
Участники ССОТ обязаны соблюдать конфиденциальность при проведении СРОТ.
Нормативная база проведения СРОТ – нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23. 05. 2000 № 399.

Стуктура системы сертификации организации работ по охране труда

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) введена постановлением Минтруда РФ “О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях”.
Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:
1. Всероссийский центр охраны труда.
2. Центральный орган ССОТ (Центральные органы отраслевых подсистем).
3. Аккредитованные органы по сертификации. Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации органов по сертификации. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
4. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации испытательных лабораторий. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
5. Научно-методический центр сертификации организации работ по охране труда (НМЦ).
6. Комиссия по апелляциям.
7. Заявитель (организация).
Направления организации работ по охране труда, которые оцениваются при сертификации организации работ по охране труда
В соответствии с п. 6 Положения о системе сертификации работ по охране труда у работодателя объектами сертификации в ССОТ является организация работ по охране труда, в том числе:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Процедура подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:
- оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- оценку деятельности службы охраны труда;
- оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда (Сертификат безопасности) (Приложение № 5 к Правилам сертификации работ по охране труда) устанавливает, что сертификат безопасности выдан на основании акта проверки и оценки организации работ по охране труда.
Правила сертификации работ по охране труда не предусмотрели формы акта проверки и оценки организации работ по охране труда. Но в общем случае  акт должен включать:   обеспечение охраны труда работодателем и работником, деятельность службы охраны труда, деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда, деятельность уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, планирование и реализация мероприятий по охране труда, деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организация функционирования объектов повышенной опасности.

Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации

Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Деятельность работодателя оценивается на соответствие требованиям к работодателю, содержащимся в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 212 ТК РФ по отношению к своим работникам работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
В этой статье содержится 22 позиции. Работодатель через локальные нормативные акты: приказы о распределении должностных обязанностей, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях передает свои права и полномочия в сфере охраны труда должностным лицам (руководителям и специалистам) организации.

Деятельность службы охраны труда

Организацию работ по охране труда в организации осуществляет служба охраны труда (далее - Служба). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо на договорной основе эту деятельность могут осуществлять привлеченные организации или специалисты, имеющие право оказывать услуги подобного рода, зарегистрированные в органах государственной экспертизы условий труда и включенные в реестр организаций (специалистов) Департамента труда Кемеровской области.
Деятельность службы охраны труда оценивается на основании требований, содержащихся в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14). Численность Службы рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10) с учетом последних изменений в ТК.
Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Планирование деятельности службы охраны труда осуществляется, в том числе, и на основании Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда от 27.02.1995 № 11) и других нормативных правовых актов.
Работники службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится согласно Положению о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12, Методическим указаниям по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда от 10.06.1999 МУ ОТ РМ 02-99 и нормативным документам, устанавливающим обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
При аттестации рабочих мест дается фактическая оценка состояния условий труда на рабочих местах:
- определяется класс условий труда;
- оценивается травмобезопасность;
- оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является необходимым этапом и предваряет сертификацию работ по охране труда. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда на основании заключения государственной экспертизы условий труда по результатам аттестации. В орган по сертификации представляются: заключение государственной экспертизы условий труда; ведомости аттестации рабочих мест; карты аттестации рабочих мест, протоколы инструментальных замеров, план мероприятий по улучшению условий труда.
При необходимости, если при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда инструментальные замеры проводились испытательной лабораторией (центром), не аккредитованным в Минтруде, данные инструментальных замеров частично перепроверяются лабораторией, имеющей аккредитацию в Минтруде. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда, проведенной организацией, с точки зрения качества проведения аттестации, соблюдения процедуры. Количество аттестованных рабочих мест (условно аттестованных) для целей сертификации не имеет значения.

Организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда

Данное направление оценивается в рамках оценки травмобезопасности при аттестации рабочих мест по условиям труда на основании анализа локальных нормативных актов (инструкций, положений, приказов, распоряжений, графиков, протоколов экзаменационных комиссий и т. п.) и соответствия их установленным нормативным требованиям охраны труда.

Организация деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда

Орган по сертификации проверяет наличие комитета (комиссии) по охране труда, план работы, обученность членов комиссии, эффективность работы.
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 218 ТК РФ).

Планирование и реализация мероприятий по охране труда

Орган по сертификации анализирует план мероприятий по охране труда, каким образом учитываются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, реалистичность выполнения мероприятий по срокам, обеспечение финансированием (включение в финансовый план организации, фактическую оплату мероприятий).

Организация функционирования объектов повышенной опасности

Орган по сертификации проверяет наличие разрешительных документов, наличие нормативных правовых актов, нормативных документов и локальных нормативных актов, содержащих требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности.


Порядок и процедуры сертификации организации работ по охране труда


Сертификация организации работ по охране труда включает следующие этапы:

Подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда

Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение СРОТ в организации по форме приложения 3 к Правилам по сертификации. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку и принимает решение на проведение СРОТ. Орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения СРОТ. В случае принятия отрицательного решения заявителю направляют уведомление о невозможности проведения СРОТ с указанием причин такого решения.

Проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

Сертификацию организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки и оценки соответствия организации работ возможны корректирующие мероприятия, которые позволят привести проверяемую организацию работ по охране труда к нормативным требованиям.
Процедуру СРОТ осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям

Комиссия органа по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда составляет акт проверки организации работ по охране труда, в котором комиссия дает рекомендацию о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа комиссия указывает причины отказа и доводит их до сведения заявителя.

Выдача сертификата безопасности

При положительных результатах проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение о выдаче и оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением 5 к Правилам проведения СРОТ. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов СРОТ, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда

Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при проведении СРОТ. По результатам проверки действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.
Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем организации работ по охране труда. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя и заинтересованных участников сертификации организации работ по охране труда.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных организаций работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

Рассмотрение апелляций

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по другим вопросам сертификации организации работ по охране труда, в системе сертификации организации работ по охране труда формируется комиссия по апелляциям.
При возникновении спорных вопросов по сертификации организации работ по охране труда участник сертификации первоначально подает апелляцию в комиссию по апелляциям. В случае несогласия участника сертификации организации работ по охране труда с решением комиссии по апелляциям и при недостигнутом соглашении между членами самой комиссии по апелляциям жалоба подается в центральный орган отраслевой подсистемы ССОТ, ЦО ССОТ либо, при невозможности разрешения спорного вопроса, в Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития.

Добровольная сертификация

Сертификация – одна из форм подтверждения соответствия. Кроме сертификации, оценка соответствия может проводиться в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, декларирования, лицензирования, аудита и в иной форме.
Формы подтверждения соответствия могут быть обязательными - государственный контроль (надзор), приемка и ввод в эксплуатацию строительного объекта, регистрация; только добровольными – внутренний аудит, мониторинг. Но в большинстве случаев формы подтверждения соответствия – смешанные. В дополнение к обязательной форме, по выбору субъекта, могут применяться и добровольные. К таким, например, относятся: аудит, декларирование, сертификация.
Выше была рассмотрена обязательная сертификация организации работ по охране труда, проводимая на основе национальных стандартов, положения и правил, введенных постановлением Минтруда РФ от 24.04.2002 № 702-Р «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Кроме обязательной сертификации, организация может проводить добровольную сертификацию работ, обеспечивающих безопасность труда: системы управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, являющихся частью системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью в большей степени рассматривает вопросы профессиональной безопасности и здоровья. Задачи, связанные с обеспечением безопасности продукции и услуг, решаются в рамках системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Обязательная сертификация ставит своей целью реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. Иначе говоря, обязательная сертификация может подтвердить соответствие объекта (работ по охране труда) минимально установленным в нормативных правовых актах требованиям.
Добровольная сертификация в международных сертифицирующих органах «ТЮФ Рейнланд/Берлин-Бранденбург», «Прайсуотерхауз Куперс» и др. предполагает достижение цели более высокого уровня: имея базой реализацию минимальных требований, организация вырабатывает собственную политику в области охраны труда. Исходя из целей, определенных в политике, организация разрабатывает систему управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, основополагающим принципом которой является постоянное, последовательное улучшение условий труда, минимизация и исключение рисков, связанных с трудовой деятельностью.
Важнейшим этапом в реализации политики в области охраны труда является идентификация опасностей или рисков. Приступить к идентификации опасностей можно только при наличии налаженных процедур получения информации об опасностях, вовлечения в этом процесс максимального числа работников организации; нормативной базы, содержащей критерии (нормативы) опасностей (вредных факторов рабочей среды и опасных производственных факторов и, так называемого, «человеческого фактора»).
Продолжение идентификации - определение характеристик опасностей (абсолютных значений) по соответствующим методикам, сравнение с критериями (нормативами) и, по возможности, численное определение опасности (класс условий труда, по факторам рабочей среды, факторам трудового процесса, по опасным производственным факторам и др.).
Другими важными этапами в реализации политики в области охраны труда являются создание и поддержание (актуализация) нормативной базы документов.
Здесь были приведены только некоторые наиболее важные элементы системы управления охраной труда, но, в действительности, как количество элементов системы, так и их ранжирование определяет сама организация. Можно напомнить, что в систему, как правило, входят, кроме названных элементов: распределение обязанностей (назначение ответственных); внедрение и обеспечение функционирования выбранных направлений; обучение и уведомление персонала; мониторинг функционирования системы; внутренний и внешний аудит; документирование процедур; аттестация рабочих мест по условиям труда и т.д.
Предполагается, что для каждого направления (элемента) системы будет разработан стандарт организации, который содержит набор и описание операций (алгоритм действий) для обеспечения функционирования как отдельного элемента, так и системы в целом. Например, стандарт организации «актуализация нормативной базы» должен включать направления: создание и поддержание перечня нормативных правовых актов (НПА), регистрация отмененных НПА, изменения в действующих НПА, поступление новых НПА, издание пресс-релизов, доведение информации до заинтересованных сторон и лиц, пополнение нормативной базы (прием заявок, пожеланий от должностных лиц и структурных подразделений), анализ работы с НПА и т. п.
Наличие стандартов позволит формализовать функционирование системы и тем самым облегчить ввод в действие направлений, их функционирование, документирование процедур и элементов системы, контроль за выполнением процедур, проведение анализа функционирования, выработку рекомендаций - иначе говоря, обеспечить работу системы управления охраной труда и добиваться целей, определенных в политике организации в области охраны труда.
Очень важным обстоятельством является то, что для выхода предприятия на международный рынок целесообразна его сертификация на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 (Система управления качеством), ISO 14000 (Система управления окружающей средой), OHSAS 18000 (Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем). Сертификация позволяет предприятию обеспечить высокое качество продукции с одновременным решением проблем промышленной и экологической безопасности, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия.
Для стран, членов Всемирной торговой организации, существует неписаное правило, которое предписывает иметь международные сертификаты. Организациям (предприятия), не имеющим международных сертификатов указанных выше серий, очень трудно продвигать свою продукцию на международных рынках товаров и услуг.
Для международных сертифицирующих органов установлено правило, в соответствии с которым сертифицировать организацию на соответствие требованиям международных стандартов в области охраны труда можно только при наличии национального сертификата безопасности (соответствия). Действует общий принцип: добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Таким образом, обязательная сертификация организации работ по охране труда становится необходимым этапом для получения международного сертификата на основе стандартов серии OHSAS 18000.

    Что еще прочитать по теме «Статьи и лекции по охране труда»:

Оборудование и оформление кабинетов и уголков по охране труда
Безопасность труда как составная часть производственного процесса
Социальное партнерство в сфере труда
Общественный контроль охраны труда в организации
 

 

У Вас нет прав для комментария. Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Интересные новости
загрузка...